Создание регулярного военно-морского флотаСтраница 2
В 1722 г. он уже насчитывал 130 парусных (в т. ч. 32 линейных и 5 бомбардирских кораблей, 16 фрегатов, 3 шнявы и 77 вспомогательных судов) и до 350 гребных (в т. ч. 253 галеры и скампавеи, 143 бригантины) кораблей.
Организационно Балтийский флот состоял из 1–3 эскадр непостоянного состава. Каждая из них делилась на 3 части: авангард, центр (главные силы) и арьергард. Во главе эскадры стоял адмирал, который одновременно возглавлял и центр. Авангардом командовал вице-адмирал, арьергардом – шаутбенахт (контр-адмирал). Гребные корабли объединялись в самостоятельный флот, состоявший из судов различных типов и назначения. Кроме того, в состав флота по мере необходимости входил десантный корпус из нескольких тысяч человек. Еще с 1704 г. Пётр I стал создавать «полки морских солдат», положив, таким образом, начало морской пехоте.
В конце Северной войны стал создаваться также Каспийский флот, в составе которого в 1725 г. было: 4 шнявы, 137 мелких парусных судов и 19 гребных судов.
Командный состав русского ВМФ комплектовался офицерами из дворян и частично путём найма на службу иностранцев. Матросами флот укомплектовывался из общих и специальных рекрутских наборов. Младший командный состав готовили адмиралтейские школы. Командный состав флота и кораблестроители проходили подготовку в Школе математических и навигацких наук (основана в 1701 г. в Москве), адмиралтейских школах Воронежа, Санкт-Петербурга, Ревеля (Таллин) и Кроншлота, а с 1715 г. – в Морской академии и Гардемаринской роте. Практиковалась также посылка дворян на учёбу на иностранные флоты и судоверфи. Рядовой состав обучался непосредственно на кораблях. Штатная численность личного состава ВМФ изменялась почти ежегодно, что обусловливалось его быстрым развитием и количеств, ростом.
Для обучения и воспитания личного состава флота Петром I был подготовлен ряд инструкций и уставов. Наиболее значительными ив них были: «Инструкция и артикулы военные Российскому флоту» – 1710 г. и «Морской устав» – 1720 г.
Останавливаясь на роли флота, Петр I писал: «Только тот потентат обе руки имеет, который и войско сухопутное и флот имеет».
Строительством кораблей, их вооружением, снаряжением и материальным обеспечением, а также строительством портов и верфей ведал сначала Владимирский, а с 1700 г. Адмиралтейский приказ. Комплектование флота личным составом, служба на котором являлась пожизненной, до 1718 г. осуществляла Воинского морского флота канцелярия. В 1718 г. создана Адмиралтейств-коллегия, ставшая высшим органом управления ВМФ.
Всего при Петре I (до 1725 г.) построено 58 линейных кораблей, 30 фрегатов, 119 других парусных и около 440 гребных судов.
В связи с тем, что преемники Петра I не уделяли должного внимания флоту, он с конца 20-х гг. XVIII в. стал приходить в упадок.
Россия в первой четверти ХIХ века.
Вхождение России в XIX век было кровавым. Новый царь Александр-I взошел на трон в 1801 г. через насильственное устранение своего предшественника Павла-I. Провозгласив себя приверженцем и продолжателем дел Екатерины II, царь пробудил в стране ожидание великих перемен.
Основную роль в подготовке преобразований в области государственного ...
Основные концепции философии права Б.Н. Чичерина
Правовые взгляды ученого, как уже было отмечено, покоились на метафизических основаниях. Под метафизикой он понимал рациональные начала познания в духе гегелевского панлогизма, в котором видел «последнее слово идеалистической философии». В отличие от представителей позитивизма, находивших в самом положительном праве критерии для определ ...
Просвещение и распространение знаний
Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Математическое, Химическое, общества любителей русской словесности и истории. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования.
Особое з ...