Создание регулярного военно-морского флотаСтраница 1
Вместе с созданием регулярной армии под непосредственным руководством Петра I шел процесс строительства русского военно-морского флота.
Боевые корабли отечественной постройки появились в России только во второй половине XVII в. В 1668 г. в с. Дединово на р. Ока был построен первый русский военный корабль «Орёл», имевший на вооружении 22 орудия. Однако военное судостроение в России стало развиваться после того, как Петром I были созданы первые верфи на Переславском озере (1688–1693 гг.). Если маневры 1691 г. были посвящены обеспечению совместных действий пехоты и конницы, то маневры 1692 г. – действиям пехоты на судах. Нехватка судов заставила Петра заняться созданием своего флота в Архангельске. Это было сделано в течение 1693 и 1694 гг. Часть судов была заложена на архангельских верфях, одно судно заказано в Голландии.
Начало создания регулярного русского ВМФ относится к концу XVII в., когда по указу Петра I в целях борьбы за выход к Азовскому и Чёрному морям в 1695–1696 гг. на р. Воронеж был построен Азовский флот. С этого времени в России начался период парусного флота. Корабли строились большего водоизмещения и с более развитым парусным оснащением, чем раньше. Вначале пушки (не более 5–6) устанавливались только в носовой и кормовой частях, затем их число увеличилось.
Боевое крещение русский ВМФ принял в 1696 г. во втором Азовском походе. В нём участвовали 2 линейных корабля, 23 галеры, 4 брандера и до 1300 стругов. Эта флотилия предназначалась для действий против Азова с моря. После взятия Азова Пётр I на Боярской думе поставил вопрос о строительстве постоянного флота. 20(30) октября 1696 г., заслушав доклад царя, Дума постановила: «Морским судам быть». Этот день принято считать днём рождения русского регулярного ВМФ.
В результате взятия Азова Россия получила выход к морю. Однако сам по себе Азов не мог стать базой для строительства новых морских судов. Было решено поставить в 1698 г. новую Троицкую крепость у Таганрога и приступить к сооружению большого флота. В 1702 г. на Таганрогском полуострове было сооружено еще три крепости: Семеновская, Павловская и Черепахинская.
В целях мобилизации средств было организовано 62 кумпанства. Кроме того, адмиралтейство обеспечивало постройку 26 кораблей, 6 галер (бомбардирское судно) и 60 бригантин. 80 кораблей строились в Воронеже, остальные корабли — в Казани. Весной 1699 г. часть этого флота была готова и переправлена по Дону в Таганрог. Появление русского флота в Азовском море заставило турок ускорить заключение мира с Россией.
Преобразуя армию, правительство должно было также решить вопрос создания сильного флота. Начало этому флоту было положено на Белом и Азовском морях. К концу Северной войны азовский флот имел 72 парусных и 185 гребных судов. Обстановка требовала создания на Балтике такого флота, который был бы способен вести борьбу с сильным шведским флотом.
Опыт строительства и боевого применения Азовского флота был использован Петром I при создании Балтийского флота в ходе Северной войны 1700–1721 гг.
В 1702–1703 гг., овладев шведскими крепостями Нотебург (Шлиссельбург) и Ниеншанц, русские утвердились на р. Нева и вышли к Финскому заливу. На о. Яни-Сари (Заячий) были заложены Петропавловская крепость и Санкт-Петербург – новая столица будущей Российской империи [16(27) мая 1703 г.]. Для защиты города с моря в восточной части Финского залива близ о. Котлин в 1703 г. был построен форт Кроншлот — «Коронный замок» (с 1723 г. Кронштадт), где была установлена 60-орудийная батарея, положивший начало строительству морской крепости.
После утверждения на берегах Балтики Петр приступил к созданию Балтийского флота. Гребной (галерный), а позже и парусный флот строился на Адмиралтейской (Санкт-Петербург), Воронежской, Казанской, Пеоеславской, Архангельской, Олонецкой, Астраханской и других верфях (всего 24).
В течение трех лет было построено 6 фрегатов, 4 шнявы, 4 галеры, 24 скампавеи (полугалеры), 10 шхун, 44 бригантины и другие суда[1]. Этот флот в октябре 1704 г. сошел в Неву.
Оборона Санкт-Петербурга с моря и суши в 1705 г., когда шведы попытались захватить и уничтожить его, успешно осуществлена молодым русским ВМФ, тесно взаимодействовавшим с сухопутными войсками и крепостной артиллерией. В 1703–1724 гг. главной базой Балтийского флота являлся Санкт-Петербург, с 1724 г. – Кронштадт. Кроме того, в ходе Северной войны ВМБ русского флота была создана в Выборге, а во время ведения боевых действий в Финляндии – в Гельсингфорсе (Хельсинки) и Або.
К 1710 г. Балтийский флот имел уже 12 линейных кораблей, 8 фрегатов, 6 шняв, 6 брандеров, 8 галер, 20 бригантин и большое число мелких судов. К 1714 г. во флоте насчитывалось 17 линейных кораблей, 4 фрегата, 5 шняв и 288 галер и скампавей (полугалер), 3 бомбардирских судна и 68 легких парусных судов. К концу Северной войны русский Балтийский флот был самым сильным в Прибалтике.
Причины заговора против Унгерна
Рибо (Рябухин) и Макеев объясняют их следующими факторами: жестокостью Унгерна по отношению к офицерам, намерением Унгерна якобы идти в Тибет, что вызвало бурю гнева среди верхушки Азиатской конной дивизии. Л. Юзефович разделяет эту точку зрения. Он почти целую главу посвятил плану барона направиться в Тибет, что, по его мнению, вызвало ...
Возникновение буржуазного государства
Период истории стран Западной Европы XVII в. ознаменовался кризисом, охватившим большинство стран региона и оказавшим влияние практически на все стороны общественной жизни. Экономика переживала депрессию. Многие европейские страны в XVII в. были охвачены социально-политическими массовыми движениями, причиной которых был глубокий кризис ...
Незавершенное президентство. США в начале ХХ в.
Вторая инаугурационная речь Маккинли была, в отличие от первой, речью триумфатора, с удовлетворением констатировавшего достигнутые его первой администрацией успехи во внутренней и внешней политике. Президент счел необходимым особо выделить выход страны из состояния экономической депрессии и снижение вызванных ею высоких ставок налогообл ...