Исторические хроники » Реформы Петра 1 в области образования » Деятели в области образования. Проект организации образования Ф. С. Салтыкова

Деятели в области образования. Проект организации образования Ф. С. Салтыкова

Одним из представителей педагогической мысли первой четверти XVIII в. был также Федор Степанович Салтыков, родственник Петра I, сторонник преобразований России. В 1711 г. Петр I отправил его в Англию и Голландию закупать суда для русского флота. Из Англии Ф. С. Салтыков прислал Петру I две записки — «Пропозиции» и «Изъ­явления, прибыточные государству». В этих записках он предлагал развивать промышленность и торгов­лю с помощью купеческих компаний, строить фабрики и заводы, устраи­вать ярмарки, расширять торговые связи с другими странами.

Автор записок настаивал на широком распространении образова­ния и рекомендовал учредить во всех губерниях выс­шие учебные заведения по 2 тысячи студентов в каждом. Обучаться в них, по его замыслу, будут дворянские, купеческие и «всяких разночинов» дети. Для академий намечалась обширная программа: иностранные языки, грамматика, риторика, поэтика, философия, богословие, история, арифметика, геометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механи­ка, статика, гидростатика, оптика, архитектура, география. Предла­галось также учить «на лошадях ездить, на шпагах биться и танце­вать».

Одним из первых в России Ф. С. Салтыков поставил вопрос об ор­ганизации женского образования, предложив «во всех губерниях учи­нить женские школы и на то обратить женские монастыри». В.школах обучать девочек от 6 до 15 лет. Программа женских школ значительно уступала академиям, ограничи­ваясь чтением, письмом, счетом, французским и немецким языками, рисованием, музыкой, пением и танцами. Кроме учителей в женских школах предлагалось иметь специальных надзирательниц, которые обу­чали бы школьниц внешним манерам и правилам поведения.

Ф. С. Салтыков предлагал также организовать солидные библио­теки в каждой губернии.

Проект организации школьного образования Ф. С. Салтыкова, не учитывавший реальных возможностей государства и особенностей Рос­сии того времени, не мог быть осуществлен, но он является свидетель­ством относительно широких в стремлений передовых представителей дворянства в организации просвещения.

Истоки мирового кризиса. Кризис Версальской системы
Версальско-Вашингтонская система международных отношений не могла надолго восстановить равновесие сил на международной арене. Установление власти большевиков в России, а затем национал-социалистического режима в Германии поставили эти крупнейшие европейские державы в положение стран-изгоев, противников ненавистной им новой системы между ...

Сдача Тулы и пленение Болотникова
Имеются разные версии относительно сдачи Тулы. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и Н.И. Костомаров приняли версию Буссова о том, что Болотников вел переговоры с Шуйским и, получив от него обещание сохранить жизнь защитникам крепости, сдал город. С.Ф. Платонов считал, что переговоры с Шуйским вели туляне, которые выдали царю Болотникова и дру ...

«Жандарм Европы» и «весна народов»
О революционных выступлениях в Италии, Германии, Чехии, Польше Николай I знал из донесений российских дипломатов и из переписки с главами европейских государств. Он был убежден, что их причины кроются в уступчивости правительств в отношении «бунтовщиков». Получив сведения о восстании в Париже в феврале 1848 г., царь посчитал возможным ...