Исторические хроники » Русская культура в X–XVII веках » Духовная культура

Духовная культура
Страница 1

До принятия крещения при князе Владимире восточнославянские племена были язычниками. Однако о самой языческой вере известно довольно немного, поскольку христианские миссионеры уничтожали все следы традиционных верований.

Высшими славянскими богами были Перун и Белее, которые воплощали военную и хозяйственно-природную функции. Однажды Белес в образе змея похитил скот и людей и, спасаясь от Перуна-громовержца, живущего на небе, прятался то под деревом, то под камнем, превращался в человека, коня и корову. Перун расколол молниями дерево, камень и в конце концов победил Белеса. В знак победы на землю пролился дождь, который принес плодородие. Некоторые ученые предполагают, что Белее в древнейшие времена был богом охотников и почитался в образе медведя - хозяина леса. С переходом к земледелию и скотоводству он стал покровителем домашних животных. Перун же был богом войны и дружины, который оттеснил Белеса во время разложения общины и выделения военных князей. Если идол Перуна всегда ставили на холмах, то святилище Белеса располагалось в низине.

Также высшими божествами считались Сварог, Стрибог, Дажбог и Ярило. Сварог почитался восточными славянами как бог огня, атрибутами которого были конь, копья и огромный вепрь, выходящий из моря (образ встающего Солнца). Стрибога почитали как покровителя ветра. Дажбог упоминается только вместе либо со Сварогом, либо со Стрибогом, и его функция неизвестна. По-видимому, Дажоог был связан с богатством, золотом и серебром. Ярило Почитался как бог весеннего плодородия и зерна, умирающий в земле, чтобы возродиться колосом.

Хотя официальной датой крещения считается 988 год, принятие христианства затянулось на столетия, и в народе очень долго существовали остатки языческих верований. Само крещение киевлян и утверждение новой религии в столице Древнерусского государства произошло 1 августа 990 года. Перед этим князь Владимир объявил населению города: "Завтра всяк пойдет на реку Почайну креститься, а ежели кто из некрещеных завтра на реку не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот будет противником моего повеления". Спустя месяц насильно был крещен Новгород. В город прибыло войско во главе с дядей Владимира новгородским посадником Добрыней и его помощником Путятой. Однако новгородцы заранее узнали о приближении его дружины, разрушили мост через Волхов и затворились в крепости. Воинам Добрыни пришлось штурмом брать Новгород, сжечь языческое капище и силой затаскивать горожан в воды Волхова, где их принудили принять крещение. Как было написано позднее: "Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнем". Жители Ростова сначала приняли крещение, но затем выгнали одного за другим трех епископов. Только четвертый епископ Исайя при помощи военной силы смог разрушить языческое капище в Ростове и заставить горожан принять христианство. В 992 году был крещен Полоцк, несколько лет спустя - Туров. Смоленская земля принимала христианство довольно долго, и епископство в Смоленске было утверждено только в 1137 году. Не сохранилось никаких сведений об обращении в новую веру населения Рязанской и Муромской земли. По-видимому, христианизация этих областей началась не ранее XII века.

Восточные славяне весьма болезненно отреагировали на требование отказаться от веры предков. Стойкие приверженцы язычества бежали из городов. Уже в 998 году началось восстание язычников под предводительством некоего князя Могуты, которое продолжалось вплоть до 1003 года. Разгром язычников православная традиция приписывает Илье Муромцу, совершившему подвиги во имя церкви. В 1024 году в Суздале началось восстание под предводительством волхвов - языческих жрецов. Князь Ярослав жестоко подавил движение волхвов. Однако, спустя менее полувека, в 1071 году, волхвы вновь подняли смуту на Ростовской земле и в Новгороде. Большинство народа пошло за волхвами, но князь Глеб Святославич смог справиться с повстанцами.

Тем не менее, если князья и могли насильно крестить, то насильно заставить верить кого-либо было невозможно. Итогом религиозной реформы князя Владимира стало двоеверие, которое господствовало на Руси начиная с X - XI веков. Христианство медленно смешивалось с языческими верованиями, создавая совершенно новый тип мировоззрения, в котором мирно уживались догмы и ценности старой и новой религии. Сельское население в основной своей массе оставалось верно язычеству, с которым была связана вся народная культура. Более того, в городах христианство закрепилось только внешне. Это верно как для простых горожан, так и для княжеско-боярской среды. Еще в XIII веке в княжеские погребения при храмах клали украшения и оружие, как того требовал языческий обряд. Даже самого князя Владимира после смерти для отпевания внесли в храм на санях, по-язычески. Тогда же родился русский православный обычай вкладывать умершему в руку листок с молитвой - своего рода "пропуск" в загробный мир, что является очевидным примером сильного влияния язычества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Древняя Греция и Римская республика, как выразители экономической сути рабовладельческого строя
На рубеже III — II тыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах возникла древнегреческая цивилизация. Раннему экономическому подъему способствовали удобное географическое положение (торговые пути соединяли этот регион с Малой Азией, Сирией, Северной Африкой), совершенствование производительных сил (освоен ...

Крестьянский вопрос во взглядах западников
Крестьянская проблема волновала в XIX веке не только славянофилов, но и западников. По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. Как и славянофилы, западники выступали за отмену крепостного права сверху, отрицательно относились к самодержавно-бюрократи ...

Ересь, еретики
На языке церковной догматики Е. означает сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и формулированного догмата веры христианской и вместе с тем - выделение из состава церкви нового общества.Е. нужно различать: 1) от раскола, который означает также обособление от состава церковного союза или общества верующих, но вследст ...