Характеристика завоевательной идеологии османовСтраница 2
Детально анализируя этот период, академик В.А. Гордлевский считает, что при сельджукидах «внедрение» газавата в идеологию и практику освоения Анатолии отличалось «искусственным разжиганием» религиозного пыла, «на борьбу набирались часто безземельные, бездомные люди, «гази», и были то не отдельные единицы, а большие отряды – «гази Рума… Неудержимая отвага, обещавшая этой голытьбе землю, влекла их на запад; завоевания давали выход силам, клокотавшим в них… Помыслы у них были направлены на грабеж, и объявляя газават – войну против неверных, – султан желал, чтобы «людишки» его подкормились. Хроника подробно описывает добычу, захваченную у неверных, но молчит об обращении в ислам. Конечно, были и подлинные борцы за веру, о которых сложились легенды…».
Некоторые турецкие авторы убеждены в решающей роли газавата уже в те времена, считая, что миграционные потоки, сопровождавшиеся и бегством от монгольских орд, от крестоносцев, соседей, и мирным расселением, и захватом территорий, в решающей мере «снабжались» духовной пищей – воодушевлялись исламом и почетностью борьбы с врагами, – и «неверными», и своими еретиками, которых тогда в среде мусульман по определению было немалое число икоторые представляли серьезную угрозу для суннитов-огузов. Последние предпочитали выступать в сложной веренице событий на новой родине как проповедники, наследники влиятельных кругов туркестанской суннитской идеологии, превращая ее в ортодоксию – ее доктрины, очевидно, больше отвечали потребностям времени – успешного, часто отнюдь не мирного движения переселенцев в западном и юго-западном направлениях. Более жесткая, более централизованная суннитская идеология, культивируя газават, вносила организационное начало в охваченные шиизмом ближневосточные общества; позже, после наведения «внутреннего порядка» эта идеология газавата окончательно превратит боевые дружины воинов-мусульман в передовой отряд ислама в борьбе с христианством, хотя постоянное преследование шиитов в Турции, пусть завуалированное, не прекратится до наших дней.
Как считает современный автор, АвниОзгюрель, первый суннитский орден в тюркском мире после принятия ислама, Есевийе, был туркестанского происхождения. Его основатель Ахмед Есеви (?-1166) некоторое время «занимал пост шейха в Бухаре». Другой автор продолжает – «Благодаря дервишам Ахмеда Есеви Анатолия полностью поменяла свой облик. Хорасанские дервиши задолго до нас послужили этой земле, выполняя волю основателя ордена – садись на лошадь и отправляйся на запад; там, где лошадь стала, спешивайся и начинай служить. Эти дервиши-акынджы появились после того, как сила тюрок была объединена в исламе», их молитвы, произнесенные с мимберовв одну из пятниц 1071 г. призвали к единению всех тюрок. «С этими молитвами и восторгами люди вошли в Малазгирт; проявляя героизм и веру в Аллаха, поминая Кылыч Аслана и Мевляну…они вскоре овладеют Анатолией».
Как видим, уже в давние времена походов (разумеется, не только тюрок-мусульман) и завоевания территорий, применение меча освящалось божьей защитой, таким образом священной, справедливой и даже «народной» становилась государственная идеология захвата чужих земель и богатств. За победой меча следовало продолжение – не только священная обязанность защиты завоеванного уже как безусловно своего, но и необходимость новых завоеваний. Это было ничем иным, как политизацией веры.
Татищев
Василий Никитич Татищев более всего известен как первый историк, родоначальник исторической науки, располагавший к тому же обширным кругом источников, ныне утерянных. Обращает на себя внимание и оригинальность его экономических и философских взглядов. В духе века Просвещения оставил он заметный след едва ли не во всех областях знан ...
Италия в годы фашизма.
Стержнем идеологии итальянского фашизма был примат нации над интересами всех остальных социальных групп и отдельно взятых индивидуумов. Интегрированные интересы нации должно было выражать фашистское государство, вне которого не могли существовать ни политические организации общества, ни группы, ни даже индивидуумы. Основываясь на прин ...
Рабочее движение
В начале 80-х гг. на историческую арену России выступил рабочий класс, положение которого оставалось очень тяжёлым. Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. По сравнению с предыдущим десятилетием рабочее движение 80-90 гг. значительно выросло.
В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собс ...