Исторические хроники » Судан в Новое время » Государство махдистов (1885-1898)

Государство махдистов (1885-1898)
Страница 2

Махди умер 22 июня 1885 г.; в Омдурмане была воздвигнута его гробница.20 сентября того же года на празднике Ид алъ-адха почти вся верхушка махдистов и массы народа принесли клятву верности халифу Абдаллаху. Все мусульмане должны были совершать паломничество в Омдурман к гробнице Махди взамен хаджа в Мекку, Медину и Иерусалим. Была запрещена любая критика высказываний и деяний Махди и его халифов, нарушавшие запрет карались смертью. Запрещались любые иносказательные или мистические толкования Корана, а также все суфийские братства как вносящие раскол в исламскую общину и искажающие учение ислама. Это отбросило в оппозицию даже лояльных махдистам суфиев. Многие улемы, получившие образование в Египте и Аравии, покинули Судан. Что касается ордена Хатмийя, то он с самого начала призывал к борьбе с махдизмом и в 1883-1885 гг. оказывал вооруженное сопротивление войскам махдистов.

Объективная политическая обстановка в Судане, как и политика халифа, обусловила изоляцию махдистского государства в мире. Меры махдистского правительства, установившего государственную монополию на торговлю рабами, гуммиарабиком, золотом, слоновой костью и некоторыми другими товарами, установление 10-процентного коранического налога на товары сверх таможенных сборов и, наконец, порча монеты - все это способствовало резкому сокращению торговли. Масса торговцев-джеллябов разорилась.

Халиф Абдаллах доверял лишь своим соплеменникам - баггара, особенно выходцам из родного племени тааиша, а внутри него - клану джубарат, из которого происходил сам. Часть баггара была переселена в окрестности Омдурмана и в Эль-Гезиру. Им были предоставлены пастбища для выпаса боевых коней и скота, для чего земли конфисковывались у земледельческих племен, члены которых были вынуждены покидать родные места или оставаться в качестве арендаторов-издольщиков. Постепенно все правители областей (кроме нескольких окраинных) были заменены на баггара, к которым переходили и другие государственные должности. В 1893 г. часть Омдурмана была обнесена стеной. Для ее строительства привлекались крестьяне в порядке трудовой повинности. Внутри находились дворец халифа, дома высших сановников, гвардии баггара и солдат-невольников.

После подавления заговора шерифов и донгольских военачальников и купцов (ноябрь 1891 г.) все родственники покойного Махди, шерифы, египтяне и донгольцы были удалены с государственной службы и из армии, а арабы, не принадлежащие к племенам баггара, перемещены на периферию, в пограничные районы, где были сформированы четыре армии: западная (в Дарфуре), северная (в Нубии), восточная (близ Красноморского побережья) и юго-восточная (на границе с Эфиопией).

Содержание этих огромных армий, а также поддержка старых (традиционных) и новых (баггарских) феодалов ложились тяжелым бременем на слабую экономику Судана. В неурожайные 1888-1889 гг. страну поразили голод и эпидемии. Правительство халифа Абдаллаха пыталось контролировать торговлю зерном и организовало доставку его в Омдурман из Эль-Гезиры и царства Шиллук. В 1889 г. началось массовое бегство голодающих жителей в Египет. Некоторые знатные люди в Нубии, Бербере и стране беджа установили тайные связи с хедивскими властями, обещая помощь в случае вступления египетских войск на их территорию. Вспыхнули первые восстания бедуинских племен и неарабских этносов против режима баггара.

Особое значение имели отношения махдистского государства с Эфиопией. В 1884 г. при формальном участии Египта англичане заключили с эфиопским императором Иоанном IV договор, по которому Эфиопия обязывалась помочь Египту вывести свои пограничные гарнизоны, осажденные махдиста-ми, а Египет уступал Эфиопии некоторые земли на территории нынешней Эритреи. Эфиопские войска прорвали осаду махдистов и вывели гарнизоны из Галлабата и Эль-Джиры. Это положило начало длительной войне, опустошавшей пограничные области обоих государств. В начале 1888 г., когда войска эфиопского императора были оттянуты в Эритрею, махдистская армия напала на Эфиопию, заняла и разграбила крупнейший город Гондэр, сожгла много селений и церквей, и с огромной добычей и массой пленных возвратилась в Судан.

Страницы: 1 2 3

Скифские мифы и эпос. Религия и религиозные обряды. 
Греческие писатели, в частности Геродот, донесли до нас отрывки скифских мифов, легенд и эпоса. Знакомо нам и имя родоначальника скифов Таргитая, которого греки при передаче одного из вариантов этой легенды превратили в своего героя Геракла. У различных племен степных скифов этот миф имел свои варианты. Известно кое - что и из сказочно ...

Памятники Белокаменного Кремля ХIV-ХV веков
Из летописных источников известно, что московский князь Иван Калита и митрополит Петр построили в Кремле соборы: Успенский в 1326 г., Архангельский в 1333 г., Спаса “на Бору” в 1330 г., Иоанна Лествичника в 1329 г. Из всех них только собор Спаса “на Бору” считался дошедшим до наших дней, все другие были разобраны и заменены новыми еще в ...

Либеральные 1920-е годы.
Во время Первой мировой войны в Японии происходил бурный расцвет промышленности. Расширилось производство текстильных товаров. Временное отсутствие европейской конкуренции создавало дополнительные перспективы для экспорта. Особенно быстрый прогресс наблюдался в судостроении, а также в добыче угля и черной металлургии. В 1925 было введе ...