Исторические хроники » Судан в Новое время » Государство махдистов (1885-1898)

Государство махдистов (1885-1898)
Страница 1

В обстановке социальной нестабильности и возбуждения, подогреваемого известиями о событиях в Египте, где усилилось национальное движение, и ожидания хиджры (1882 г.), в августе 1881 г., в дни Рамадана, на острове Аба (Белый Нил) выступил с проповедью шериф (т.е. потомок пророка Мухаммеда) Мухаммед Ахмед ибн Абдаллах. Он объявил себя Махди (мусульманским мессией, явившимся, чтобы установить на земле царство справедливости) и призвал мусульман к священной войне с неверными. К последним он причислял и турок. Активное участие в подготовке восстания принял Абдаллах, будущий махдистский халиф, поступивший в ученики к Мухаммеду Ахмеду и ставший впоследствии его преемником.

Весной 1883 г. началось восстание племен динка, за которыми последовали другие народности. В мае на борьбу поднялись беджа, которыми руководил эмиссар Махди - богатый суакинский купец Осман Дигна.

Англия решила воспользоваться отделением большей части Судана от Египта, чтобы здесь единовластно утвердиться. Англичане добились "временного" вывода египетских войск, на смену которым пришли британские войска, и назначения Ч. Дж. Гордона хукумдаром с чрезвычайными полномочиями. Это было расценено как вызов суданцам-мусульманам.5 января 1885 г. перед махдистами капитулировал гарнизон Омдурмана, а через 20 дней махдисты штурмом взяли Хартум. К апрелю 1885 г. англо-египетские войска оставили всю суданскую долину Нила до Вади-Хальфы.

В результате победы махдистского восстания Судан стал независимым теократическим государством, структура которого определялась Кораном. Его столицей стал Омдурман. Махдисты называли себя бедняками или дервишами (фукара). Воспевание дервишского аскетизма и послушания ассоциировалось с жесткой экономией и дисциплиной, необходимыми в военное время. Махди приказывал беречь лошадей, необходимых для кавалерии. На лошадях запрещалось перевозить грузы и даже ездить в мирное время, но запрет мотивировался кораническим требованием скромности и недопустимости роскоши. Женщинам запрещалось носить золотые украшения; все золото надлежало сдать в казначейство. Были ограничены брачный выкуп, расходы на погребение и пр. Вводилось единообразие в одежде: джубба, белые штаны, рубаха, тюрбан, сандалии. Запрещалось носить одежду турецкого и египетского типа, пить алкогольные напитки, курить табак, исполнять турецкую и египетскую музыку, использовать турецкий алфавит. Однако на многие технические новшества запрет не распространялся, поскольку признавалась их полезность для укрепления государства. От "турок" и европейцев остались артиллерия, способ изготовления пороха, кирпичей, чеканка монет и пр.

Еще в 1883 г. Махди объявил о конфискации всего имущества "турок" и христиан. Их земли, как и бывший государственный земельный фонд, были переданы в ведение казначейства и освобождены от налогов. Эти земли жаловались родственникам, приближенным, наиболее отличившимся воинам правителя; при халифе Абдаллахе - родственникам и соплеменникам последнего. На этих землях трудились крестьяне, получая участки на правах издольной аренды. Суданцы-землевладельцы, в том числе крупные феодалы, вожди племен и сельские общины, сохранили свои владения и привилегии; принадлежащие им земли они также сдавали в аренду крестьянам. Махди отверг предложение распределить всю землю между теми, кто ее обрабатывает, обязав их платить ренту непосредственно в казну.

Налоги с населения собирали уполномоченные, при Махди получавшие твердое жалованье (при "турках" они оставляли себе часть собранных налогов). В последние годы правления халифа Абдаллаха при сборе налогов отмечались злоупотребления.

судан египет султанат сеннарский

После победы восстания феодальный характер махдистско-го государства стал явным. Махдисты узаконили рабство

и работорговлю. Часть рабов, принадлежавших "туркам" и европейцам, сумела освободиться, но большинство остались у прежних хозяев. Халиф Абдаллах пополнял армию рабами. Для этого же южные племена обязывались платить дань людьми. Многие рабы, главным образом женщины, продавались на аукционах для пополнения государственной казны. Чтобы предотвратить сопротивление недовольных, махдисты разоружили бедуинов и землевладельцев под предлогом сбора оружия для армии.

Страницы: 1 2 3

Военная организация и армии феодальных государств
Вся история феодального общества в Западной Европе делится на три периода - период складывания феодальных отношений (VI—XI вв.), период развитого феодализма (XII—XV вв.) и период разложения феодализма (XVI—XVII вв). Каждому из этих периодов присущи определенные особенности экономического и политического устройства феодальных государств, ...

Эпоха “Великих реформ»
Император Александр вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России. Политическое и военное положение России в эту пору было близко к катастрофическому. Новому государю досталось тяжелое наследство – неоконченная война с союзниками (Турция, Англия, Франция), которая велась ...

Турция накануне первой мировой войны. Вступление Турции в войну. Обострение внутриполитического положения в стране. Выбор союзников.
Накануне войны Османская империя имела территорию в 1,8 млн. км., каждый четвертый из восьми миллионов ее граждан проживал в европейской части империи. Турецкая нация в начале ХХ века только складывалась, отставая в этом отношении от балканских народов, ранее входивших в Османскую империю. С точки зрения политического строя империя пред ...