Исторические хроники » Россия и мировые войны - уроки и итоги » Великая отечественная война: героический подвиг советского народа

Великая отечественная война: героический подвиг советского народа
Страница 7

Не многим отличались условия эвакуации населения и из Латвийской ССР. К исходу первой недели июля враг полностью оккупировал ее территорию. Эвакуировавшееся из Латвии насе­ление направлялось двумя потоками: один шел через Псков и разветвлялся затем на Вологду, Ярославль, Иваново, Киров; другой — через Великие Луки, огибая Москву, двигался в Сред­нее Поволжье, на Южный Урал, в южные районы Западной Си­бири и заканчивался в Средней Азии и Казахстане. Более 40 тыс. людей было эвакуировано из Латвийской ССР в годы Отечественной войны.

В советском тылу было организовано для эвакуированных 6 латвийских детдомов. В 1943 г. были созданы специальные лат­вийские отделения в шести крупных ремесленных училищах в Челябинске, Иванове, Казани, Уржуме, Новосибирске и Ташкен­те. Выпуск их воспитанников дал в начале 1945 г. освобожденной Риге первые кадры молодых квалифицированных рабочих.[26]

Уже в начале июля враг вторгся в пределы Эстонской ССР и занял в течение нескольких дней значительную территорию рес­публики. Эвакуация населения из республики, начатая с первых дней войны, продолжалась до захвата всей ее территории фаши­стами. В течение июля и августа 1941 г. в тыл было эвакуи­ровано около 25 тыс. эстонцев. Всего же за пределы республики было вывезено около 60 тыс. человек, которые размещались главных образом в приуральских и приволжских областях, в ав­тономных республиках РСФСР.

Нуждающимся беженцам оказывалась материальная помощь. За три года эвакуированные из Эстонии получили от государства помощь в размере более 5 млн. рублей. Особое внимание уделя­лось детям. Летом 1942 г. только в Челябинской области детские сады посещали 600 эвакуированных из Эстонии детей; было от­крыто пять детских домов для эстонских детей, лишенных роди­телей. К 1944 г. в них воспитывалось около 600 детей. Были от­крыты эстонские школы и отдельные классы при местных шко­лах. В начале 1942—43 учебного года в восьми областях и авто­номных республиках РСФСР работало 44 эстонских классных комплекта, в которых обучалось 550 детей, или 2/3 эвакуиро­ванных детей школьного возраста[27].

Бескорыстная помощь братских народов эвакуированным из Эстонии, Литвы, Латвии создала особую атмосферу, способство­вавшую сближению народов и укреплению дружественных связей.

В исключительно трудных условиях проходила эвакуация на­селения из Белоруссии и Украины. В пределы Белоруссии вторглись центральные, наиболее мощные группировки враже­ских войск. Уже на четвертые сутки войны почти все западные области республики были оккупированы врагом. 28 июня гитле­ровцы вторглись в Минск. Оккупация значительной территории создала к исходу первой недели боевых действий непосредственную угрозу восточным областям республики, сделав их прифронтовой зоной.

Из западных районов республики и Минска удалось отпра­вить немногие эшелоны, которые увозили в основном семьи во­еннослужащих, партийных и советских работников. Но боль­шинство людей уходило пешком, на попутных машинах, кресть­янских телегах. «Ни усталость и голод, ни бомбежки и пулемет­ные обстрелы с воздуха — ничто не могло остановить людей, торопившихся от грохота канонады, от непрерывного гула само­летов, помеченных зловещим крестом. Погибших от бомбежки закапывали тут же у дороги, без фобов, молча, словно выполня­ли тяжкую, но ставшую уже привычной работу. Новых раненых, если они не могли двигаться, с трудом распределяли по маши­нам и повозкам, а те, кто еще мог идти, снова вливались в люд­ской поток, оказывающийся все дальше от фронта .» В первых числах июля 1941 г. началась организованная эвакуация населе­ния из восточных областей республики. Было вывезено 110 детских домов, 25 детских садов, 28 пионерских лагерей, 3 специальные школы, 3 детских санатория[28]. В целом, несмотря на огромные трудности, из Белоруссии в тыловые районы было эвакуировано более 1 млн. человек, размещенных в самых раз­личных районах страны — в Поволжье, на Урале, Средней Азии и Западной Сибири[29].

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Реформаторское движение в 30-80-х гг. XI в
Напряженность положения на границах, нестабильность внутри страны, связанная с локальными, но упорно нарастающими народными восстаниями, привели Китай в середине XI в. к глубокому социально-политическому кризису. Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярко выразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждавший, что ...

Германский национал-социализм
На облик германской национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) в значительной мере наложила отпечаток первая группа, из которой она выросла: те два десятка сереньких "людей из народа", которые собирались в мюнхенской пивной и основали там еще до Гитлера кружок для спасения нации. Родоначальником "Германской рабочей ...

Учебная литература
Реформы первой четверти XVIII в. способствовали оживлению педа­гогической мысли, нашедшей отражение в учебной литературе, проектах организации народного образования, в ряде книг публицистического со­держания. Большая учебная литература тех лет во многом определила содер­жание образования и методы обучения в школах. В типографиях пе­чат ...