Великая отечественная война: героический подвиг
советского народаСтраница 6
Исключительно сложные задачи встали перед государством по эвакуации населения и его спасению в годы Великой Отечественной войны.
Эвакуация населения из прифронтовых районов в первый период Великой Отечественной войны была одним из важнейших звеньев в системе мероприятий Советского государства по перестройке жизни страны на военный лад. Перемещение на Восток значительной части советских людей означало в первую очередь их спасение от фашистской неволи. Выполнение столь сложной задачи потребовало огромных усилий от Советского государства. В постановлении ЦК ВКП (б) и СНК СССР 27 июня 1941 г. «О порядке вызова и размещения людских контингентов и ценного имущества» были определены конкретные задачи и очередность эвакуации. В дополнение к этому Совнарком СССР 5 июля 1941 г. вынес решение по вопросу о порядке эвакуации населения в военное время и о вызове рабочих и служащих эвакуированных предприятий[21]. В целом к весне 1942 г. в восточных районах страны было размещено около 7500 тыс. эвакуированных, из которых в автономных республиках, краях и областях РСФСР - около 6 млн. человек. Около 600 тыс. человек эвакуировали в Казахскую ССР, более 700 тыс. - в Узбекскую ССР, 100 тыс. — в Киргизскую ССР, около 90 тыс. — в остальные среднеазиатские республики и в Закавказье[22]. Общая численность населения, эвакуированного и реэвакуированного в годы войны, в целом составила около 25 млн. человек. Эти данные свидетельствуют об огромных масштабах работы, проведенной в этом направлении Советским государством. Решить такую задачу в масштабах громадной страны мог только народ, объединенный дружбой и единством интересов. История не знала ничего подобного.
Эвакуация населения из прифронтовой зоны производилась по указанию военного командования, а из других мест с разрешения директивных органов. Решением правительства в этих же целях было утверждено «Положение об эвакуационном пункте по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы». Созданные на местах эвакопункты заботились об эвакуированном населении, производили учет прибывших и т.д. Уже к концу августа 1941 г. при крупных железнодорожных узлах и пристанях имелось около 130 эвакопунктов и 100 пунктов питания. Только во втором полугодии 1941 г. выплаты государства населению, связанные с эвакуацией, составили около 3 млрд. рублей, что равнялось сумме капиталовложений в военную промышленность 1942 г.[23] В короткий срок, к январю 1942 г. в глубь страны было вывезено только по железной дороге почти 10 млн. человек[24].
В первые дни войны большие трудности с эвакуацией населения возникли в районах, оказавшихся в зоне военных действий. К ним относились республики, расположенные в Прибалтике, а также западные области Украинской и Белорусской ССР и Карелия. К примеру, эвакуация населения из Литвы проходила в чрезвычайно тяжелой военной и политической обстановке. Эвакуацию затрудняли недостаток времени и особенно транспортных средств, а также выход из строя железных дорог, соединяющих Литву с внутренними районами СССР. Несмотря на сложную обстановку, уже в первый день войны удалось отправить из Вильнюса в Каунас несколько железнодорожных составов с населением. В целом из Литовской ССР удалось эвакуировать около 43 тыс. человек в Ивановскую, Ярославскую, Пензенскую, Молотовскую области, Мордовскую, Чувашскую, Удмуртскую, Татарскую АССР, в города среднеазиатских республик. Только летом 1941 г. эвакуированному из Литвы населению было выделено товаров на сумму 1680 тыс. рублей. А всего за период эвакуации в виде пособий и других выплат было отпущено около 3 млн. рублей[25].
Культура России второй половины ХIХ в.. Новое в
духовной жизни. Быт и нравы
Освободительные реформы 60-70-х годов направили течение русской духовной жизни в новое русло; углубленные размышления 30-40-х годов сменились эпохой бурной практической деятельности. Важнейшими чертами культуры пореформенной России становятся прагматизм и реализм. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знания в массах. ...
Проблемные аспекты идеологии барона Унгерна
Почти во всех своих переписках барон не упускал поделиться своими взглядами на духовно-нравственное и политическое состояние человечества.
Земной шар он делил на Запад и восток, а всё человечество – на белую и жёлтую расы.[51]
На допросе 27августа Унгерн говорил: «Восток должен непременно столкнуться с Западом. Культура белой расы, пр ...
Духовная культура
До принятия крещения при князе Владимире восточнославянские племена были язычниками. Однако о самой языческой вере известно довольно немного, поскольку христианские миссионеры уничтожали все следы традиционных верований.
Высшими славянскими богами были Перун и Белее, которые воплощали военную и хозяйственно-природную функции. Однажды Б ...