Развитие хозяйства в византийских городахСтраница 6
Корпорации находились в прямом ведении и подчинении «градоначальника» - эпарха Константинополя. Они возглавлялись либо назначавшимся эпархом, либо утверждавшимися им и ответственными перед ним старшинами. Причинами их государственной организации считают необходимость обеспечения контроля над снабжением населения столицы, организации сбора пошлин с наиболее доходных профессий и обеспечения выполнения ими повинностей и общий государственный контроль за их ремесленно-торговой деятельностью. Корпорации в Византии появились значительно раньше западно-европейских цехов в условиях централизованной византийской государственности, и в их организации можно видеть поиск новых форм организации торгово-ремесленной деятельности.
В рассматриваемый период ремесленное производство и торговля в империи процветали, подъем начался в столице с середины IX века, а со второй половины XI века – и в провинциальных городах. Шелк, художественные изделия из стекла, металла, слоновой кости, дорогая посуда, льняные ткани из Византии снова обрели мировую славу. Возобновились широкие внешнеторговые связи.
З.В. Удальцова и К.А. Осипова считают, что «византийский город времени «Книги Эпарха» был во многом уже новым феодальным городом, хотя и сохранял античные традиции»[12] Они считают, что причины своеобразного исторического пути византийского города таились в общественных отношениях, длительное время существовавших в Византии. То наследие, которое Византия получила от Поздней Римской империи и которое не было полностью разрушено в бурях VII века, как это ни парадоксально, сперва было мощным стимулом расцвета городов и помогало в раннее средневековье сохранению их экономического превосходства над городами Западной Европы. Государственная регламентация при наличии сильной централизованной власти до известного времени помогала расцвету городского ремесла и торговли. Коренной перелом в поступательном экономическом развитии Византии произошел в XII веке. Именно с XII века пути экономического развития городов Византии и Западной Европы окончательно разошлись. В Византии расцвет городов оказался недолговечным и не повлек за собой коренной ломки феодальной экономики страны.
О силе государственного регулирования в средневековом византийском городе пишет и А.Сванидзе: «С X – XI вв. господствующей силой в городах стали феодальные землевладельцы, в том числе все те же монастыри и церкви, хотя частно-сеньориальный режим здесь не сложился: города подчинялись императору. Высшие чиновники императора вместе с крупнейшими купцами заправляли городской жизнью, особенно в столице. Эти же группы занимали значительное место в составе господствующего класса страны. И византийские города так и не узнали вкуса свободы – в городах сохранялся рабский труд, прежде всего в императорских мастерских, которые превалировали в городском ремесле. И хотя византийский город остался в истории как яркий феномен средневековой культуры, он, как и все общество Византии, очень медленно усваивал новые формы, а его развитие подавлялось императорской властью и государственным регулированием».[13]
Таким образом, в IX – X вв. начался подъем ремесла и торговли, расширились торговые связи. В регулировании городского хозяйства большую роль играло государство. Ярким подтверждением этого была «Книга Эпарха». Была изменена система налогообложения, которая уравнивала доходы ремесленников и торговцев. В социальном развитии особенно значимых моментов не проявилось, продолжали формироваться сословия феодального общества. В качестве примера довольно высокого уровня развития городов можно привести Константинополь. В «Путевых записках Вениамина из Туделы» (посетившего Константинополь в декабре 1171 г.) говорится: «Сюда приходят купцы из земли Вавилонской, из Месопотамии, Персии, Мидии, всех царств земли Египетской, из земли Ханаанской (Палестины), Руссии, Венгрии, земли печенегов, Хазарии, Ломбардии и Испании. В него стекаются для торговли со всех стран, морем и сухим путем, это Шумный город; нет подобного ему ни в одной стране, за исключением Багдада…»[14]
«Великое посольство».
Надобно было готовить знающих русских мастеров. С этой целью Петр отправил за границу пятьдесят молодых стольников и при каждом по солдату. Целью посылки было специальное обучение корабельному искусству и архитектуре, а поэтому они отправлены в такие страны, где в то время процветало мореплавание: в Голландию, Англию и Италию, преимуще ...
Характеристика Японии
В период Эдо (1603 - 1867) Токугава Иэясу (1542-1616), сподвижник Тоётоми Хидэёси и Оды Нобунаги, взял власть в свои руки как наиболее влиятельный человек в Японии. Когда Хидэёси умирал, он попросил Иэясу вечно заботиться о его сыне-наследнике ХидэёСи и семье Тоётоми. Разумеется, Токугава нарушил свое обещание и не поддержал наследника ...
Исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировался
лидер крестьянского движения. Социальное происхождение
Ивана Болотникова
Вопрос о социальном происхождении Ивана Исаевича Болотникова не имеет однозначного ответа.
Одним из первых обратил на эту проблему внимание С.Ф. Платонов, отметив, что Болотников был не просто холоп, а военный холоп, или «слуга (из военной свиты) князя Телятевского»[22].
Далее, рассмотрение этого вопроса было продолжено в работах отеч ...