Развитие хозяйства в византийских городахСтраница 1
Экономическое развитие византийских городов прошло довольно сложный, своеобразный путь – от крупных хозяйственных центров, подобных античным полисам, до пришедших в упадок и утерявших былое экономическое значение. Ремесло, торговля, землевладение на протяжении истории Византии претерпевали существенные изменения. Причиной этому были не только особенности экономического, но и политического и социального развития.
Рассмотрим основные тенденции экономического развития городов Византии.
Как пишет Г.Л. Курбатов, « ранневизантийский город еще во многом продолжал оставаться античным полисом, городом, но городом, основанным на земельной собственности и земледелии, городской общиной сограждан-землевладельцев и рабовладельцев, как и западно-римский».[3] В целом, на территории ранней Византии насчитывают до 1200 городских общин, территории которых занимали значительную, если не большую ее часть. Внегородских комплексов – территорий общин было мало. Большая часть районов, где были обширные, не приписанные городам земли, принадлежала государству, императорской власти. Ранневизантийский город эксплуатировал сельское население, при этом не только владения его граждан, но и территории приписанных к нему земель общин. Податная, управляемая городской общиной сельская округа города фактически не включала земли крупных и привилегированных собственников. Все это было важным дополнительным фактором для поддержания благополучия города в массе подвластного ему свободного сельского населения.
Византийский город IV – VII вв. – это позднеантичный город-полис, центр обитания местных землевладельцев, центр товарного производства и обмена для города и округи. Город был окружен мощным кольцом пригородных владений горожан – виллами, участками, обеспечивавшими потребности горожан.
Кроме того, деревня оставалась связанной с городом, а рост государственных податей и платежей колонов господину стимулировал их связи с городским рынком.
Главной производственной организацией были небольшие ремесленные мастерские (эргастерии), нередко совмещенные с лавками, где хозяева продавали изделия, изготовленные ими самими, своими собственными инструментами, с помощью двух-трех наемных работников или рабов. Часто само помещение под мастерскую ремесленник арендовал у домовладельца. Помимо эргастериев свободных ремесленников имелись мастерские, принадлежавшие казне, церкви, светской знати. В них трудились и наемные работники, и рабы, нередко получавшие мастерскую от господина в качестве пекулия (пекулий – это часть имущества, которую глава семейства мог передать сыновьям или рабам без того, чтобы они были юридически его владельцами). Особенно много было рабов в императорских мастерских, монополизировавших производство предметов роскоши (например, к середине VI века среди них видное место занимали шелковые ткани), дворцового реквизита, дорогого оружия и воинского снаряжения, чеканку монеты. Запросы привыкшей к роскоши элиты стимулировали производство высококачественных товаров, внешнюю и внутреннюю торговлю. Византийский золотой солид стал на многие века подлинной международной валютой средневековья.
В позднеримской империи ремесленники были насильственно, в фискальных целях, объединены по роду занятий в коллегии, к которым были прикреплены, отвечая своим имуществом за уплату налогов и выполнение повинностей всеми членами объединения. Дети членов коллегии наследовали занятия и статус родителей. С середины VI века, в связи с упадком центральной власти и самих византийских городов, коллегии постепенно теряли свое значение. Стали складываться профессиональные ремесленные и торговые объединения на добровольной основе.
Более имущую часть торгово-ремесленного населения составляли ремесленники по металлу (кузнецы, медники, литейщики) и ремесленники, производившие дорогие изделия, предметы роскоши. К богатой верхушке принадлежали также владельцы пекарен, выпекавшие и продававшие хлеб, содержатели постоялых дворов и харчевен, более крупные местные торговцы, золотых и серебряных дел мастера, выступавшие также в качестве менял и ростовщиков. К состоятельной, во всяком случае, привилегированной верхушке плебейского населения можно также отнести строителей-подрядчиков и представителей интеллигентных профессий – врачей, учителей, адвокатов, риторов. Богатую верхушку города составляли купцы, особенно связанные с внутренней межпровинциальной и внешней торговлей, судовладельцы. Значительную часть городского плебейского населения составляла беднота, наемные работники – мистии, поденщики. К бедноте относились сапожники, плотники, льноткачи, портные – представители самых массовых профессий.
Кризис революционного народничества: появление и сущность либерального
народничества и начало распространения марксизма в России группой «Освобождение
труда» Плеханова Г.В.
Либеральное народничество - направление, разделяя основные теоретические взгляды революционных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы.
Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. Их влияние возросло в 80-90-е годы - это было связано с потерей авторитета революционных на ...
Имамат - государство Шамиля
Образование имамата. Высшим достижением горцев в ходе национально-освободительного и антифеодального движения было создание своей государственности. Произошло это благодаря тому, что в Дагестане и в Чечне имелись для этого объективные и субъективные предпосылки.
Идейно-организационное оформление рассматриваемого движения прошло несколь ...
Власть и общество в СССР в годы войны
В годы войны произошла заметная эволюция власти и общества в СССР. Власть сменила акценты, приглушив на время коммунистическую риторику и усилив патриотическое воспитание населения.
В стремлении укрепить антигитлеровскую коалицию Сталин пошел даже на роспуск Коминтерна (1943) и "реабилитацию" Русской православной церкви. Все ...