Исторические хроники » Правление царя Романова Фёдора Алексеевича » Введение

Введение

В истории царю Фёдору не повезло. Он умер, не дожив месяца до 21 года, и пробыл на московском престоле всего 6 лет. Его правление пришлось на время между двумя великими царствованиями: отца Алексея Михайловича и младшего брата Петра, личности которых затмили Фёдора. Поэтому и рассматривали историки его время или как продолжение политики "Тишайшего" Алексея, или как прелюдию к правлению великого Петра. Между тем Фёдор Алексеевич был личностью незаурядной и оставил в истории пусть не яркий, но всё же значительный след.

«Царь Федор Алексеевич? А разве был такой?» – удивляются многие, впервые услышав об этом государе из рода Романовых. Действительно, свершения Петра I совершенно заслонили шестилетнее правление его старшего брата. А ведь этот последний московский царь начал многое из того, что затем осуществил первый российский император.

Отчего же Федор Алексеевич почти забыт? Почему сами Романовы вспоминали его редко и нехотя?

Федор III родился в семье Алексея Михайловича Романова и Марии Ильиничны Милославской 30 мая 1661 года.

В годы правления Алексея Михайловича властные функции постепенно концентрировались в руках царя. Он внедрял новые принципы в деятельность государственного аппарата и пытался подчинить светской власти власть церковную.

Семья Алексея Михайловича была инициатором многообразных нововведений в русскую жизнь. Под влиянием "латинства" в мироощущение царя и его детей проникали различные западные веяния.

В обиходе появилась западная светская литература, возник первый русский театр, а царских детей воспитывал виднейший "латинист" Симеон Полоцкий. Высочайшее семейство стало пользоваться западными новинками - светским платьем на польский манер, голландскими и английскими комнатными часами, имеющими иной счет времени, нежели древнерусские часы.

Отношения в царском семействе были очень непросты. Связано это было с враждой, возникшей между родственниками двух жен Алексея Михайловича.В1648 году первой его женой стала Мария Ильинична Милославская (ум. в 1669 г.), в браке с которой у царя было 13 детей, в том числе будущие цари Федор III Алексеевич, Иван V Алексеевич и правительница Софья Алексеевна.

Все пять сыновей Алексея Михайловича, рожденные ему первой женой, были люди слабые и болезненные. Трое умерло еще при жизни отца, а младший, Иван, к слабости физической присоединял умственную недоразвитость.

В 1671 году Алексей Михайлович женился вторично на Наталье Кирилловне Нарышкиной. В этом браке родилось трое детей, в том числе будущий император Петр I Алексеевич.

Традиционно каждый брак царя приводил к возвышению родственников жены. Конечно, Милославские были недовольны укреплением при дворе Нарышкиных.

За время царствования Алексея Михайловича не раз возникал вопрос о наследовании престола. В 16 лет умер царевич Алексей Алексеевич. Второму царскому сыну Федору было тогда 9 лет, и он не отличался крепким здоровьем. Федор страдал сильной цингой, с трудом мог ходить, опираясь на палку, и большую часть времени вынужден был проводить во дворце.

Древнеегипетские представления египтян о загробном мире.
Итак, как уже говорилось, вся земная жизнь египтянина представляла собой подготовку к жизни загробной. Но после смерти воскресало не физическое тело, а душа человека. Таким образом, можно в полной мере согласиться с Геродотом, писавшим, что «египтяне первые научили людей тому, что душа человека бессмертна» (Геродот. II. 123).[1] Но д ...

Культуры присваивающего Неолита. Восточная Европа
Лесная территория от Урала до Прибалтики и от побережья Белого моря и Кольского полуострова до Средней Волги и Оки в неолите была заселена неравномерно. Люди жили в поймах рек, а густые леса не были заселены. Ведь именно реки служили тогда дорогами, они давали людям пищу. Неолит – лесной полосы в целом имел затяжной характер. Здесь госп ...

Развитие культуры, образования и науки
Два десятилетия правления императрицы Елизаветы Петровны отмечены заметным развитием российской культуры, образования и науки. Государыня, сама малообразованная, заботилась об этом, как и ее правительство. Образованность человека становилась в елизаветинское время необходимым условием его продвижения по лестнице государственной службы, ...