Годы великого бедствия. Исход многовековой борьбы
казахского народа с джунгарскими завоеваниямиСтраница 1
В 1722 г. после смерти цинского богдыхана Канси (Юнь-чжена), длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье, что дало возможность Цеван-Рабдану обрушить свою мощь на казахов. Агрессия Джунгарского ханства, названная в истории казахского народа "Годами Великого бедствия" (Актабан шубырын-ды), принесла страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесла невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Казахские роды, дорого заплатив за беспечность своих султанов и ханов, под напором джунгарских войск вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло за собою откочевки части казахов Среднего жуза к пределам среднеазиатских ханств. Многие роды Старшего жуза также отступили к Сырдарье, перешли её и направились в сторону Ходжента. Казахи Младшего жуза откочевали вдоль рек Яик, Ори, Ыргыз к границам России. Ведя непрерывные бои, часть казахов Среднего жуза приблизилась к Тобольской губернии.
"Годы Великого бедствия" (1723—1727 гг.) по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием начала XIII века.
Джунгарская агрессия значительно повлияла на международную ситуацию в Центральной Азии. Приближение тысячи семей к пределам Средней Азии и владениям волжских калмыков обострили взаимоотношения в регионе. Казаки, каракалпаки, узбеки, нападая на обессилевших казахов, усугубили и без того их критическое положение. В эти годы особенно пострадало Жетысу.
Трагедия стала возможной не только вследствие внезапности военных действий ойратских сил. Она была обусловлена отсутствием в казахском обществе политического единства в тяжелейший период истории Казахстана. Даже в то время, когда калмыки разоряли мирные аулы, не успевшие откочевать на восток, Чингизиды продолжали свое "ремесло"— враждовали между собой. В этот критический момент дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды крупных предводителей народного ополчения: Кара Керей Кабанбая, Шакшак Жа-нибека, Наурызбая, Букенбая, Малайсары, Баяна, Есета, Райымбека, Шакантая и др. Мудрые вдохновители освободительной борьбы Каздауысты Казыбек, Айтеке бий, Толебий сыграли выдающуюся роль в объединении усилий казахских родов в этот критический период.
Развивая свои успехи, в 1725 г. джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Традиционной караванной торговле в регионе был нанесен значительный ущерб. Опять, как и в начале XVIII в., основную тяжесть в организации отпора врага ваяли на себя народные батыры Богенбай из рода Канжыгалы и Кабанбай из рода Каракерей, славные подвиги которых были широко известны среди кочевников, отчасти пропагандируемые степными импровизаторами. Успешные действия объединенных сил трех жузов начали давать свои результаты начиная с 1726 года. Если раньше казахское ополчение действовало разрозненно, собираясь в отряды преимущественно по родовым признакам, то начиная с середины 20-х годов XVIII в. казахские батыры действовали сообща, координируя свои военные планы по обширной степной зоне.
В 1726 году в среднем течении р. Сарысу, при впадении в нее р. Буланты, казахское объединенное войско нанесло ощутимое поражение джунгарским силам. Это была первая крупная победа казахского народа в длительном, изнурительном противоборстве с Джунгарским ханством. Место сражения надолго сохранилось в народной памяти и получило название "место гибели калмыков" (калмак кырылган), что отразило значительность поражения джунгарских сил. Осенью этого же года казахские владыки Абулхаир, Семеке и другие видные султаны с 10-тысячным войском, напав на волжских калмыков, так часто беспокоивших западные границы казахского ханства, вынудили их отступить. Однако, неблагоприятная ситуация для казахов, вызванная прежде всего опасностью втягивания в затяжную борьбу с волжскими калмыками, находившимися в Российском подданстве, заставила казахов пойти на перемирие с ними, чтобы обезопасить свои западные границы в условиях продолжающейся борьбы с самым опасным противником на востоке — Джунгарским ханством. Велико было значение победы 1726 года и последующих удачных военных действий казахского войска в укреплении морального духа народа. В сознании масс утверждается мнение о необходимости сплочения сил трех казахских жузов — главного фактора в обеспечении территориальной целостности казахского государства.
С согласия видных султанов, известных полководцев общее командование объединенными силами ханства было возложено на хана Абулхаира, полководческое искусство которого снискало ему признание большей части номадов. К тому же Абулхаир хан, как организатор борьбы народа против иноземных захватчиков и как дальновидный политик, пользовался заслуженным авторитетом среди наиболее влиятельных Чингизидов, а также народных батыров. При этом не последнюю роль играло и такое немаловажное обстоятельство, что именно Абулхаир хан пользовался большим доверием соседней России, которая, сокрушив такую сильную страну, как Швеция, оказывала все возрастающее влияние на ход международных отношений и чей крепнущий авторитет вызывал беспокойство и джунгарских правителей.
Владимир Мономах – завоеватель Фракии?
Завоевание Фракии кажется сомнительным, и в древних летописях находятся только следующие известия о делах Владимира в отношении к Грекам:
«В 1116 году супруг дочери Мономаха Марии, Царевич Леон,
сын бывшего Императора Диогена, собрав войско на берегах Черного моря, вступил в северные области Империи и завладел Дунайскими городами, н ...
Турция накануне первой мировой войны. Вступление Турции в войну. Обострение
внутриполитического положения в стране. Выбор союзников.
Накануне войны Османская империя имела территорию в 1,8 млн. км., каждый четвертый из восьми миллионов ее граждан проживал в европейской части империи. Турецкая нация в начале ХХ века только складывалась, отставая в этом отношении от балканских народов, ранее входивших в Османскую империю. С точки зрения политического строя империя пред ...
История праздника славянской письменности
Имена великих просветителей славянских народов благоговейно чтутся в России, Болгарии, Сербии и других странах. В 1862 году русская общественность впервые отметила день памяти святых Кирилла и Мефодия как общенациональный праздник.
Традиция празднования в честь словенских Первоучителей была надолго прервана трагическими событиями нач ...