Исторические хроники » Реформы Петра 1 в области образования » Педагогические высказывания И. Т. Посошкова

Педагогические высказывания И. Т. Посошкова
Страница 1

Известный публицист и экономист первой четверти XVIII в. Иван Тихонович Посошков (1652—1726) был сыном ремесленника, мастера серебряных дел подмосковного села Покровского; изучил граверное и столярное ремесла, имел винокуренный завод, предпринимал попытки организовать изготовление серы, красок, изобрел станок для чеканки медных денег, внес усовершенствование в огнестрельное дело. Он зани­мался всевозможными коммерческими операциями и к концу своей жиз­ни стал купцом и землевладельцем.

И. Т. Посошков был хорошо знаком с обширной летописной лите­ратурой, со многими иностранными историческими и географическими книгами, имел обширные для своего времени познания в математике. Он остро реагировал на все вопросы, возникавшие в общественной жиз­ни России начала XVIII в. Горячий сторонник преобразований и разви­тия отечественной промышленности, И. Т. Посошков твердо верил в большие возможности своего народа. Его перу принадлежат такие работы, как «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое сы­ну своему», «Книга о скудости и богатстве». Последнее произведение содержит про­ект реформ, направленных на превращение России в независимую, силь­ную, культурную и богатую страну. Вопросы образования и воспитания у И. Т. Посошкова являются составной частью его общественно-эко­номических проектов.

В «Книге о скудости и богатстве» И. Т. Посошков защищает интересы крестьянства, подвергая резкой критике произвол дворян; автор проекта требовал ограничить права на крестьянский труд, определить законом размер крестьянских повинностей и отделить крестьянскую землю от помещичьей.

Сочинения И. Т. Посошкова были проникнуты религиозностью. Он ставил вопрос о воспитании нового духовенства, о повышении его образованности. На это сословие он возлагал обязанность учить и воспитывать детей в школах. Для образования духовенства, по его мнению, следует заводить особые школы. В одной из записок к Стефану Яворскому (1707) он рекомендует учредить «великую патриаршую академию», пригласив для преподавания в ней ученых из Греции, а также открыть во всех епархиальных городах грамматические школы для обучения детей духовенства, укомплектовав их русскими учителями.

И. Т. Посошков настойчиво ставил вопрос об организации широкой сети школ в России. В своих сочинениях талантливый писатель и эко­номист неоднократно поднимал вопрос об улучшении печатного дела, о печатании книг на русском языке и создании учебников и пособий.

Особое значение И. Т. Посошков придавал распространению грамотности среди кресть­ян. В «Книге о скудости и богатстве» он пишет, что среди крестьян нег грамотных людей, поэтому необходимо «поневолить» крестьян для их же пользы отдавать детей учить грамоте. Их следует обучать чтению и письму три-четыре года, используя в качестве учителей духовенство. При этом автор считал необходимым обучать не только русских, но и детей других национальностей, населявших Россию. Он считал нужным определить законом, чтобы помещики позаботились о повсеместном обучении крестьянских детей.

В «Завещании отеческом сыну своему» (1719—1720) И. Т. Посош­ков подробно останавливается на вопросах воспитания. По мне­нию автора, детей следует держать «в великой грозе», «ни малыя воли» им не давать, сурово наказывать, помня, что «кой человек в наказании возрастает, тот всегда добрый человек будет». Однако им по-новому рассматривается вопрос об отношении к книге и к учению. Учение сле­дует начинать в годы отрочества, подчеркивается в «Завещании», обу­чать надо не только славянскому, но и другим языкам, а также ариф­метике. В программу образования юноши И. Т. Посошков включил обучение «художеству» (рисованию), овладение которым способствует «всякому мастерству».

Автор продумал и последовательность обучения указанным предме­там: начинать обучение со славянского чтения; когда же в нем школьники «крепко навыкнут», перейти к славянской грамматике; после того как юноша научится писать и изучит арифметику (до деления), перейти к иностранным языкам и «художеству». Следует приучить юношу регу­лярно читать книги, для чего ему на каждый день надо давать «зарок, колико листов книг прочитати».

Страницы: 1 2

Основные этапы жизненного пути Ивана Исаевича Болотникова
Жизненный путь Ивана Болотникова полон испытаний. Но думается, в нем можно выделить два основных периода: Первый – наименее известный, охватывает события, начиная от турецкого плена, до освобождения, пребывания в Венеции и возвращения на родину через Германию и Польшу. Формирование характера, личностных качеств. Второй – описанный в р ...

Характеристика Японии
В период Эдо (1603 - 1867) Токугава Иэясу (1542-1616), сподвижник Тоётоми Хидэёси и Оды Нобунаги, взял власть в свои руки как наиболее влиятельный человек в Японии. Когда Хидэёси умирал, он попросил Иэясу вечно заботиться о его сыне-наследнике ХидэёСи и семье Тоётоми. Разумеется, Токугава нарушил свое обещание и не поддержал наследника ...

Ответ сына за своего отца
Филипп решился мстить римлянам, но не имел достаточных средств для этого, и потому ему необходимо было отсрочить время. Ради этого он решил отправить в Рим младшего из сыновей, Деметрия, который мог и защитить его от обвинений, и испросить ему прощение в том случае, если за ним оказалась какая вина. Филипп был вполне уверен, что при пос ...