Исторические хроники » Быт народа Украины » Культура и народный быт в период воссоединения Украины и России и зарождения капитализма на Украине

Культура и народный быт в период воссоединения Украины и России и зарождения капитализма на Украине
Страница 2

Как и в минувшие столетия, Украина отличалась высоким уровнем развития музыкальной культуры, в которой значительную роль играло народное творчество. По селам и городам Украины странствовало много певцов-ирников, бандуристов, кобзарей. Они пели песни, посвященные героичекому прошлому украинского народа, его борьбе против гнета панов, его любимым героям.

Развивалось музыкальное искусство и в помещичьих имениях. Во многих из них содержались оркестры, оперные и балетные труппы из крепостных. В Киеве и других городах при магистратах и ратушах существовали духовые оркестры. Украинские песни и музыка приобрели весьма широкую популярность в России.

Наряду с этим развивалась народная живопись. Среди трудового парода было много одаренных живописцев, талант которых не мог проявиться в тяжелых условиях крепостнического гнета. Многочисленные художники - выходцы из народа - украшали росписью церкви, дома, рисовали портреты. Казаки и крестьяне рисунками украшали в своих жилищах печи, степы и окна.

Народное творчество нашло яркое отражение и в производстве ковров. Последние украшались художественным орнаментом; на Левобережной и Слободской Украине в орнаменте преобладали изображения растений, в западно-украинских землях - изображения различных геометрических фигур.

Несмотря на это, за полтора столетия, прошедшие со времени воссоединения Украины с Россией, культура украинского народа сделала значительный шаг вперед во всех областях. Ведущее место в развитии украинской культуры принадлежало Левобережью и Киеву. Освобожденная от цепей польско-шляхетского господства и воссоединенная с братским русским народом, эта часть Украины наиболее сильно ощущала огромное плодотворное влияние передовой русской культуры. Несмотря на тяжелые условия социального и национального гнета, росли и развивались творческие силы украинского народа на всех украинских землях, расширялись и крепли его связи с братским русским народом.

На первую половину XIX века приходится становление новой украинской литературы, которая развивалась в тесной связи с национально-освободительным движением, на принципах реализма и народности. Значительный шаг вперед украинская литература сделала с появлением таких писателей, как И.П. Котляревский (1769-1838 гг), П.П. Гулак-Артемовский (1790-1865 гг) Г.Ф. Квитка-Основьяненко (1778-1843 гг). В 1798 г. появилась знаменитая поэма Котляревского “Энеида”, написанная живым народным языком. В ней разоблачаются реакционные черты крепостничества, жестокость и произвол помещиков, чиновников, ростовщиков-сребролюбцев.

Выдающуюся роль в развитии украинской драматургии и украинского театра сыграла пьеса Котляревского “Наталка Полтавка”, проникнутая сочувствием к угнетенным. Эта пьеса стала особенно популярной как оперное произведение; музыку к ней позже написал Н.В. Лысенко. Она и поныне занимает почетное место в репертуаре оперных театров нашей страны. Творчество Котляревского явилось значительным шагом к народности и реализму в украинской литературе.

Видное место в украинской литературе в первой половине XIX в. занимал известный прозаик Г.Ф. Квитка-Основьяненко, который писал на украинском (две книги повестей - 1834 и 1837 гг) и на русском языках. Реалистическое отражение действительности наиболее ярко проявилось в его сатирических произведениях “Дворянские выборы”, “Шельменко-денщик”, “Конотопская ведьма”, “Пан Халявский”.В.Г. Белинский высоко оценил роман “Пан Халявский”.

С появлением Шевченко - крупнейшего представителя критического реализма - украинская литература завоевала одно из первых среди литератур других славянских народов, что подтверждается, в частности, многочисленными переводами ее произведений на языки этих народов. В это время украинская литература вышла и на мировую арену.

На Украине продолжало развиваться устное народное творчество. Народ создавал песни, сказки, пословицы, направленные против крепостной неволи, воспевал борца против помещичьего гнета Устима Кармалюка. В одной из песен рассказывается о тяжелой ежедневной барщине:

Отаманы з батогами,

3 нагаем гуменним,

На роботу целий тиждень

Гонять, мов скажени

Страницы: 1 2 3

Государственная дума в России
11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу", которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избира ...

Россия во второй половине ХIХ века.
Новый император Александр-II решительно продвинул Россию в сторону прогрессивного развития. Его реформы касались всех областей жизни общества и вошли в историю под названием «великих». Аграрная реформа («Реформа почвенного уклада») стала ключевым моментом в реформировании России. Вопрос стоял так: либо Россия уйдет от корпоративности, ...

Архиерейские школы
Верным соратником Петра I по преобразованию церкви, превращению ее в надежное орудие государства стал Феофан Прокопович, один из самых видных деятелей церковного просвещения, горячий приверженец новых общественных реформ. Ф. Прокопович составил «Духовный рег­ламент». Утвержденный царем 25 января 1721 г., этот документ корен­ным образом ...