Исторические хроники » Чешские земли в конце XVIII в.–первой половине ХІХ в. » Франтишек Палацкий

Франтишек Палацкий

Ф.Палацкий (1798-1876), выдающийся чешский ученый, историк, организатор национальной жизни и создатель прогрессивной философии чешской истории, один из творцов теории австрославизма родился в Гоуславицах (округ Новый Ичин) в семье учителя, а образование получил в 1812-1818 г. в лицее Братиславы. Проработав несколько лет учителем, он в 1823 г. прибыл в Прагу как убежденный поборник идей юнгманновцев, сблизился с чешской средой, особенно с Й.Добровским, который и руководил его занятиями. Палацкий сумел сориентироваться в противоречиях между Добровским и юнгманновцами, то есть между двумя поколениями будителей, и вскоре занял место во главе чешской научной и культурной жизни. Определялось это прежде всего тем, что он был историком, владевшим методами критики и интерпретации исторических источников. Земский сословный комитет поручил Палацкому разработку чешской истории. К функции “земского историографа” он отнесся чрезвычайно ответственно. Как редактор “Журнала Чешского музея”, он сумел преодолеть трения между авторами статей и создать из “Часописа” важнейший чешский научный орган. “Музейник”, как часто называли журнал, выходил без перебоев, причем немецкий его вариант в 1831 году закрылся.

В конце 1832 г. Палацкий приступил к составлению многотомной “Истории чешского народа”. 1 том (1836) и второй в двух частях (1839, 1842) вышли на немецком языке. В 1848 г. вышел первый том чешского варианта. Некоторая разница в формулировках между немецким и чешским изданиями существовала, но понимание истории Чехии было аналогичным. Палацкий подтвердил правомерность национального существования чешского народа. В начале 30-х годов Палацкий издал свод чешских анналов гуситского периода и большое число источников под названием “Старые летописи чешские”. Затем он провел вторую - после Добнера - ревизию чешской истории, доведя ее до 1526 г. Он стал также основателем чешской истории права. Большое значение имели его усилия по укреплению связей между славянскими народами.

Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков
В начале XVIII в. были созданы специальные школы по подготовке артиллеристов, инженеров и врачей. В 1701 г. в Москве на новом пушечном дворе учреждается артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посто­ронних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Руководителем этой школ ...

Новое избирательное право.
Реформа 1867 г. предусматривала новое перераспределение депутатских мест: 11 «местечек» были совсем лишены права выбора депутатов в палату общин, а 35 «местечек» сохранили право выбора лишь одного депутата. Освободившиеся мандаты были переданы крупнейшим промышленным городам и графствам. Новый закон значительно изменил избирательное пр ...

Государственный строй. Конституционные органы Советского государства
В период войны полностью сохраняли свои конституционные правомочия и действовали высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров СССР, а также наркоматы и ведомства, республиканские органы власти и управления, местные органы и др1. Созданные временные чрезвычайные ...