Исторические хроники » Социально-экономическое развитие России » Развитие культуры, образования и науки

Развитие культуры, образования и науки
Страница 2

В декабре 1757 года родилась Российская Академия художеств как самостоятельное научно – творческое учреждение. Высочайшим указом она отделялась от Академии наук, в составе которой была ранее. [5, с.127]

Положительные изменения произошли в организации научно-исследовательской работы, в 1783 г. Директором Петербургской Академии наук была назначена княгиня Е.Р. Дашкова, проявившая недюжинные способности на административном поприще, за время ее работы на этом посту было приведены в порядок хозяйство академии, учебные заведения, налажена работа общедоступных курсов, активировалась издательская деятельность Академии. Также в 1783 была учреждена Российская Академия

В период правления Елизаветы Петровны произошло рождение русского профессионального театра, оживилась издательское дело, развивалась юридическая наука. По инициативе братьев Шуваловых с 1754 по 1761 год работала елизаветинская комиссия по созданию законов Российской империи. В стране появились юристы с отечественным университетским образованием.

Среди других больших событий в области просвещения и культуры в период царствования Елизаветы Петровны были: открытие Морского шляхетского корпуса, учреждение Пажеского корпуса, основание в Архангельске первого русского провинциально научного «Общества для исторических исследований». [5, с,127]

Во второй половине XVIII века в России были приняты попытки реформировать систему образования. В большей степени они были продиктованы заботой власти о воспитании в стране «новой породы людей», способных служить опорой престола и претворять в жизнь замыслы монарха. Наиболее энергичным проводником этого курса стал И.И. Бецкий (1704-1795), выдающийся педагог и организатор учебного дела в России. В 1764 году Екатерина II утвердила разработанное им «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», где излагались главные педагогические принципы автора. Основываясь на идеях французских просветителей, Бецкий полагал, что, изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей, ребенок может вырасти идеальным человеком, и решительно высказывался за создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5 – 6 – летнем возрасте и выпускающих их в жизнь к 18 – 22 годам. В соответствии с проектом Бецкого были открыты: воспитательные дома для подкидышей и «несчастнорожденных» младенцев в Москве и Петербурге (1764 и 1770 гг.), общество двухсот благородных девиц в Петербурге (1764) с отделением для мещанских девиц (1765), Коммерческое училище (1772), а также преобразованы кадетские корпуса. Бецкий призывал педагогов осуществлять взаимосвязь между умственным, физическим и нравственным воспитанием, считаться с индивидуальными особенностями ребенка и его возрастом, не допускать телесных наказаний.

В 1782 – 1786 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой. Это были так называемые «народные училища» - главные в губернских городах и малые в уездах первые являлись четырехклассной школой, где помимо начальных дисциплин преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания (чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис). Сеть народных училищ быстро росла: в конце XVIII века их насчитывалось уже 288, в них обучались 22 тыс. человек.

Кроме государственной школы по инициативе частных лиц были созданы училища для бедных детей и сирот в Петербурге , Москве, Твери, Владимире, Курске, Туле и других городах. В 1779г. по инициативе Н.И. Новикова при Московском университете была открыта учительская семинария – первое в России педагогическое учебное заведение. Улучшилась подготовка и врачебных кадров – в конце XVIII века в России имелось три медицинских училища, Медико-хирургическая академия и медицинский факультет при Московском университете [2, с.199]

Пожалуй, единственным высочайшим указом Екатерины Великой , от первой до последней строки подчиненным идеям просветительской идеологии, был «Устав о народных училищах», обнародованный 5 августа 1786 года. В нем явно прочитывается монаршая вера в то , что за успехами просвещения последуют все прочие благотворные результаты: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству, невежеству, суеверию. В этот документ, имевший законодательную силу, вошли многие положения екатерининского «наказа». Открытию широкой сети народных училищ предшествовала серьезная и длительная подготовительная работа. Специальная комиссия под руководством сенатора Завадского разработала «Устав о народных училищах» и подготовила новые учебники – как оригинальные, так и переведенные с иностранных языков. На российскую службу был приглашен известный знаток школьного дела и методист Федор Янкович, работавший ранее в Австрии. Янкович издал сочинение о призвании учителя, которое в основных чертах не устарело и по сегодняшний день.[5, с.230]

Страницы: 1 2 3

Жанна Кадырова
Жанна Эльфатовна появилась на свет в 1981 году в Броварах, Киевская область. В 1999 году Жанна окончила Киевскую государственную художественную среднюю школу им. Т.Г. Шевченко по направлению скульптуры. А затем поступила и успешно окончила Киевскую национальную академию искусств и архитектуры. Жанна Кадырова занимается в своей жизни мн ...

Указ о престолонаследии
Сын Петра и Евдокии Лопухиной царевич Алексей вырос набожным, скрытным, нерешительным человеком. Он так и не сумел стать соратником отца, ориентируясь на круги бояр, близких к матери и не принимавших резкой, насильственной ломки устоявшихся дедовских традиций. В ответ на упреки отца в лени, злом и упрямом нраве и его требование немедлен ...

Экономическая реформа 1965г. и причины ее незавершенности. Возникновение кризисных явлений в экономике
Осенью 1965 г. 43 предприятия легкой и пищевой промышленности были переведены в порядке эксперимента на новые условия хозяйствования. По мере накопления опыта их число расширялось, и лишь к 1972 г. удалось перевести около 90% промышленных предприятий на новые условия работы. Не удалась попытка реформировать строительство. Номенклатуру в ...