Исторические хроники » Эллинская цивилизация » Эллинская культура

Эллинская культура
Страница 1

Историю эллинской культуры можно описывать как конфликт нордического и ненордического духа. С эллинами в Грецию пришел нордический тип построек мегарон – деревянных построек. Их самые ранние храмы тоже были деревянными и поэтому не сохранились. С ними пришел и патриархат, но матриархальные представления подспудно сохранялись и снова дали о себе знать по мере денордизации эллинских племен. Веру средиземноморской расы в уход души к богам Лии на Блаженные острова сменила вера эллинов в мрачное царство мертвых Гадес (германский Хель). Постепенно из этих двух мировоззрений образовалась счастливая смесь, которую с эпохи гуманизма более или менее обоснованно называют «светлым и радостным» эллинским миром.

Верхний слой эллинского мировоззрения: гомеровские боги, эллинская наука и философия до Платона и Аристотеля, эллинское искусство до IV века до н.э. – представляют собой проявления нордической сути в особой форме применительно к местным условиям.

Мифы о богах и героях сохраняют нордические черты, но в мире богов, как пишет Кюнаст, только Зевс, Афина, Аполлон, Артемида и Гестия собственно нордические боги, а Посейдон, Арес, Гермес, Дионис, Деметра, Гера, Гефест и Афродита – доэллинские, говоря языком расологии – средиземноморские и переднеазиатские боги.

Характерная нордическая черта – героические женские образы. Пенелопа – нордический образ VII века до н.э. В «Молящих о защите « Эсхила Данай поучает своих дочерей во вполне нордическом духе.

Афина изображалась во всеоружии, как валькирия. Эллинские скульпторы любили обращаться к образам амазонок. В 510 году до н.э. Телесилла, поэтесса, автор боевых песен, возглавила женщин Аргоса при защите города от спартанцев. В храме Афродиты Аргосе была статуя Телесиллы со шлемом на голове.

Все народы с нордическим руководящим слоем создавали на заре своей истории героическую поэзию.

Расологическое исследование эллинской религии предпринял Кюнаст в своей книге «Аполлон и Дионис. Нордическое и ненордическое в религии греков» (1927). Кюнаст нашел решение, простое, как колумбово яйцо. А сколько было разных и неудовлетворительных толкований! Писали о «развитии» от «веры в демонов» до веры Гомера и о позднейшем «разложении» гомеровской веры. Кюнаст показал, что речь идет не об одной и той же вере одного и того же народа, а о вере ненордического туземного населения Греции, эллинской вере, нордической по своей сути, и о растворении второй веры в первой. На третьем этапе этого развития снова проявляются матриархальные воззрения, характерные для первого. Кюнаст считает Аполлона главным представителем нордической веры, а Диониса – главным представителем средиземноморско-переднеазиатской веры.

Нордическая раса проявляет себя и в чертах эллинской веры как раса, которая устанавливает порядок и законы, преобразует хаос в Космос. Вольфганг Шульц показал, что понятие «осмысленного порядка» не встречается нигде за пределами круга индоевропейских народов…

Подобно тому, как веру, духовную жизнь и нравственность эллинов можно представит как конфликт между нордическим и ненордическим духом, так же можно описать и историю эллинских государств на примерах Спарты и Афин.

Население Спарты делилось на три класса. Высший составляли спартиаты, которые сами себя называли «равными». Возможно, это название подчеркивало не только их равноправие, но и расовое единство в противовес расовой смеси других классов.

Второй класс, периэки, были потомками сильно денордизированных ахейцев. Они считались спартанцами и могли участвовать в Олимпийских играх.

Третий класс, илоты, были порабощены еще ахейцами и принадлежали к средиземноморской расе или представляли собой смесь средиземноморской и переднеазиатской рас. Илоты, как и земля, были собственностью государства.

Спартиатам был запрещено заниматься торговлей и ремеслом, а периэки этим занимались и стали богаче спартиатов. Илотов регулярно исстреляли, чтобы сократить их численность. Спартанский полководец Брасид говорил: «Нас мало посреди множества врагов». Илоты подняли восстание в 464 г. до н.э., когда Спарта была разрушена землетрясением, и это восстание подавили лишь через 10 лет.

Браки между спартиатами и периэками были незаконными. Сыновья спартиатов от илотских женщин могли стать полноправными гражданами, пройдя спартанское воспитание, так что границы между расами уже были размытыми.

Страницы: 1 2

Значение периода правления Александра II в истории России.
А лександр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действит ...

Избрание главнокомандующим всех американских вооруженных сил
После боев под Лексингтоном и Конкордом в апреле 1775 года Вашингтон был единогласно выбран вторым Континентальным конгрессом главнокомандующим всех американских вооруженных сил. 3 июля 1775 года в Кембридже, штат Массачусетс, Вашингтон принял командование над плохо обученными и неорганизованными отрядами. До 1778 года, когда союз с Фр ...

Исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировался лидер крестьянского движения. Социальное происхождение Ивана Болотникова
Вопрос о социальном происхождении Ивана Исаевича Болотникова не имеет однозначного ответа. Одним из первых обратил на эту проблему внимание С.Ф. Платонов, отметив, что Болотников был не просто холоп, а военный холоп, или «слуга (из военной свиты) князя Телятевского»[22]. Далее, рассмотрение этого вопроса было продолжено в работах отеч ...