Исторические хроники » История России » Социальная политика

Социальная политика
Страница 1

В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками или шляхтой на польский манер). Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти.

В 1722 г. последовало издание Табели о рангах, разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Все должности (и гражданские, и военные) подразделялись на 14 рангов[8]. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офицер получали потомственное дворянство (до середины XIX в.). Так, господствующий слой укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.

Остальное население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству. В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись мужского населения. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола». Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в «ревизские списки» и было обязано платить ежегодно денежный налог - подушную подать. Результаты переписи позволяют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек. Холопы и все «вольные гулящие люди» были обязаны платить налог наряду с крепостными крестьянами, частью которых они стали.

Крестьяне, принадлежавшие помещикам (помещичьи или частновладельческие) и монастырям (монастырские), платили в казну 74 копейки в год. Крестьяне же, которые проживали на общинных землях, находившихся в ведении государства (черносошные - жили на землях Поморья, Поволжья, Сибири; ясашные - нерусское население, вносили оброк мехами; однодворцы - мелкие служилые люди южных окраин страны), платили налог на 40 коп. больше, чем владельческие, т. е. 1 руб. 14 коп. Эта категория населения получила название государственных крестьян (40-копеечный налог приравнивался к барщине или оброку).

Жители города, составлявшие 3% населения страны, также были прикреплены к месту уплаты подушной подати. Все ремесленники были обязаны жить в городах и записаться в цехи. Городских жителей разделили на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные зачислялись купцы, промышленники и ремесленники. Нерегулярными, или «подлыми», считались горожане, «обретающиеся в наймах и черных работах». Суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистратам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руководства магистратами в 1721 г. был создан Главный магистрат. Горожане, хотя и подразделялись на отдельные категории, оставались сословными группами феодального общества.

Петр I издал в 1724 г. указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без их письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России. В том же 1724 г. была проведена попытка искоренить нищенство в России. Всех больных и увечных велено было переписать и направить в богадельни, устроенные при монастырях, а трудоспособных вернуть на прежнее место жительства[9].

Страницы: 1 2

Революция 1917 года
Первая мировая война (1914 - 1918 гг.), в которой Россия не могла не участвовать, обрекли широкие слои населения, особенно в деревне, на крайние бедствия, отчаяние и озлобление… 1917 г. становился неотвратимым. К общим тяготам войны, падавшим в крестьянской стране на плечи именно крестьянского населения, добавился продовольственный кри ...

Акт об устроении.
В 1701 г. был принят еще один важнейший конституционный закон Англии – Акт об устроении, или Закон о престолонаследии. Важное место в этом законе занял вопрос о порядке престолонаследия после бездетных Вильгельма Оранского и его жены. Кроме того, закон подтвердил ограничение королевской власти в пользу парламента. Для развития конститу ...

Культура Эдо.
В период Токугава выкристаллизовалась и та культура, которую последующие поколения стали считать традиционной для Японии. В некоторых сферах, особенно касающихся вопросов этики, политических и общественных приоритетов, она явилась результатом очередной волны китаизации. Неоконфуцианство времен китайской династии Сун было принято в качес ...