Исторические хроники » Земская реформа » Особенности периода реформ 1856-1881 гг.: 

Особенности периода реформ 1856-1881 гг.: 

· Отсутствие последовательного плана реформ.

· Сопротивление реакционного крыла в правительстве.

· Непоследовательность как следствие вышеуказанного сопротивления.

· Нежелание власти доводить до конца означенные реформы, распространяя их на сферу политической жизни.

Последствия этих реформ были значительны и катастрофичны одновременно: введя элементы либерализма в экономику и политическую жизнь России, они подорвали основы государственной и экономической системы, а также заложили предпосылки глобального крахасамодержавия, с одной стороны, и советской власти, с другой.

Любые реформы обусловлены острой потребностью в переменах. В период правления Александра II была очевидна необходимость перемен:

· в экономике: крепостническое хозяйствование, тормозившее развитие капитализма, препятствовало ее позитивной динамике;

· в политике: управлять огромной страной из единого центра в новых экономических и политических условиях было уже нерационально, поскольку центральная власть не была в состоянии детально разобраться в нуждах и потребностях каждой отдельно взятой губернии – следовательно назрела необходимость в земской реформе, которая бы обеспечила участие выборных от всех слоев общества;

· в армии: огромная армия, построенная на муштре и долгосрочной (25 лет) службе части населения, не реформировалась в течение 30 лет. На вооружении стояло устаревшее оружие, применялись устаревшие стратегические и тактические схемы ведения боя. Военная бюрократия бесцельно тратила огромные бюджетные деньги, отпускавшиеся на оборону;

· в судебной системе: перемены в экономике и социально-политической сфере требовали большей самостоятельности, а значит и правовой защищенности подданных – следовательно назрел вопрос о реформе судебной системы, подразумевавшей независимость судей, введения бессословного суда присяжных и пр.;

· национальных отношений: Россия не могла развиваться как конгломерат национально-религиозных групп, объединенных военной силой и наличием в некоторых случаях внешней опасности. К к. 60-х гг. империя обретает вполне цельные очертания – завоеван Кавказ, присоединено Закавказье, начинается завоевание Средней Азии, в 1867 г. Александр II продает США Аляску и определяет окончательные границы России на Дальнем Востоке. Встала задача создания российской нации – слияния народов в единую общность.

Две категории инородцев/иноверцев в России и различные тенденции в либерализации их статуса в империи. По отношению к первой проводилась политика мягкого сближения, исключавшая какое-либо давление в направлении национальной и религиозной ассимиляции. Политика по отношению ко второй категории ясно была не определена и заключалась в основном в жестком ассимиляционном подходе.

Причины реформ:

1. отмена крепостного права неминуемо влекла за собой реформы в области центрального и местного управления, суда, военного дела, просвещения. Реформа 1861 г. изменила экономический базис страны, соответственно менялась и надстройка, т.е. обслуживающие данный базис политические, правовые, военные, культурные учреждения. Та же потребность национального развития, которая сделала необходимой реформу 1861 г., главным образом принудила царизм и к реформам 1862-1874 гг.

2. Вторая причина, обусловившая реформы 1862-1874 гг.,- это подъем в стране массового и революционного движения. Царизм оказывался перед альтернативой: либо реформа, либо революция. Все реформы того времени явились побочными продуктами революционной борьбы.

3. Наконец, подтолкнула царизм к реформам 1862-1874 гг. сила общественного мнения, давление со стороны буржуазии и части помещиков, вставших на капиталистические рельсы и потому заинтересованных в буржуазных реформах. Помещики-крепостники и сам царь предпочли бы обойтись без реформ. Александр II еще в 1859 г. назвал местное самоуправление, свободу печати и суд присяжных «западными дурачествами», не предполагая, что через два-три года обстоятельства заставят его вводить эти дурачества в собственной империи. Главными из реформ 1862-1874 гг. были четыре: земская, городская, судебная и военная. Они заслуженно стоят в одном ряду с крестьянской реформой 1861 г. и вслед за ней как великие реформы.

Земская реформа изменила местное управление. Прежде оно было сословным и безвыборным. Помещик неограниченно царил над крестьянами, управлял ими и судил их по своему произволу. После отмены крепостного права такое управление становилось невозможным. Поэтому параллельно с крестьянской реформой готовилась в 1859-1861 гг. и земская реформа. В годы демократического подъема (1859-1861) руководил подготовкой земской реформы либерал Н.А. Милютин, но в апреле 1861 г., когда «верхи» сочли, что отмена крепостного права разряжает опасную для царизма напряженность в стране, Александр II заменил Милютина консерватором П.А. Валуевым. Милютинский проект был Валуевым скорректирован в пользу дворян, чтобы сделать их, как они о себе говорили, «передовой ратью земства». Окончательный вариант реформы, изложенный в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях», Александр II подписал 1 января 1864 г. /201/

Военный фактор в XIII веке. Трансформация Киевской государственности и ее роль в организации русской армии
Раскрывая роль военного фактора в развитии и трансформации киевской государственности и складывании или разрушении иных исторических типов русской государственности, необходимо заострить внимание на том обстоятельстве, на котором делает акцент историк Серебрянников. Он считает, что военный фактор представлял собой определенный социально ...

Правление бана Куэна-Хедервари и наступление реакции (1883—1903).
Время правления бана графа Кароля Куэна-Хедервари, беспощадно подавлявшего хорватскую оппозицию, известно в истории как период «твердой руки». Его основной задачей было создание сильного и единого венгерского государства в рамках Австро-Венгрии. Используя и разжигая хорвато-сербские противоречия, Куэн-Хедервари опирался на хорватскую и ...

Земельная реформа 1861 г. (отмена крепостного права).
Дальнейшее развитие и совершенствование системы учета и оценки земельных ресурсов стимулировались такими этапными реформами, как отмена крепостного права в 1861 г., предусматривавшая выкуп земли крестьянами у помещиков, отмену взимания выкупных платежей в 1905 г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право выделения или выхода из общин. Пр ...