Исторические хроники » Образование единого государства южных славян » Программы различных политических партий и движений по созданию единого национального государства

Программы различных политических партий и движений по созданию единого национального государства
Страница 1

Существовало несколько проектов устройства будущего югославянского государства. Выдвигались республиканские, централистические и федералистские идеи. Прогрессивные элементы во главе с левыми социал-демократами выступали за республиканскую форму правления, демократическое устройство государства, равенство всех его народов, за федерацию республик всего Балканского полуострова. Платформенные электротележки.

Социал-демократы выступали за создание централизованного югославянского государства, против сепаратизма, требовали решительной демократизации общественной жизни.

Однако в программе социал-демократической партии Сербии и Боснии и Герцеговины, не было в тот период достаточно четко поставлена задача, завоевания власти пролетариатом и отсутствовал ясный ответ на вопрос о формах государственного управления.

Программа Хорватской народной крестьянской партии С. Радича выдвигала в общем, виде задачу обеспечения независимости Хорватии едином югославянском государстве, но не говорила о конкретных путях ее решения.

В Вардарской Македонии среди населения существовало стремление к объединению всех частей Македонии в самостоятельное единое государство.

Черногории по вопросу о создании единого югославянского государства боролись два направления: сторонники объединения с Сербией и другими югославянскими землями и сторонники сохранения старых порядков и власти династии Негошей. В черногорской Народной скупщине сторонники второго направления составляли меньшинство.

Сербия стремилась играть роль объединителя всех югославских земель и выступила против черногорского и иного сепаратизма.

Буржуазные политические партии возлагали большие надежды на Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию государства. Они считали, что конституция будет способствовать стабилизации режима. Все без исключения буржуазные партии были заинтересованы в создании «арочной» власти, способной подавить революционное движение.

Ряд партий имел свою собственную программу устройства государства. Это предопределило сложность обстановки в Учредительном собрании. В начале апреля 1921 г. оно приступило к обсуждению проекта конституции, составленного специальной комиссией представителей сербских буржуазных партий.

Расстановка сил в Учредительном собрании была следующей. Из депутатов собрания от демократической партии было 92 депутата, от радикальной — 91, Хорватской республиканской крестьянской партия — 50, от Союза земледельцев -39, Югославянской мусульманской организации-24, Словенской партии — 27. Коммунистическая партия Югославии была представлена 58. Буржуазные партии располагали большинством голосов в Учредительном собрании.

Радикалы, возглавлявшиеся Н. Пашичем, представляли главным образом буржуазию собственно Сербии и выступали с наиболее крайними великодержавными националистическими лозунгами. Они рассматривали присоединенные к Королевству земли как часть Сербии и стремились внести соответствующий пункт в конституцию.

Демократическая партия, созданная весной 1919 г., кроме буржуазии (гневным образом средней и мелкой) собственно Сербии, представляла сербскую буржуазию Хорватии и Воеводины. Отстаивая принцип централизма и сербского великодержавия, «демократы» были заинтересованы в монопольном положении буржуазии одних только внутренних районов Сербии. C. Прибичевич, Л. Давидович и другие лидеры демократической партии, по многим вопросам выступали против слишком «прямолинейной», национальной политики Пашича.

Непоследовательной была группа С. Протича, которая в 1920 г. вышла из радикальной партии. Протич предлагал ввести широкое областное самоуправление, имея в виду строгое его подчинение центральному государственному аппарату. Это означало, что органы самоуправления получат только номинальные права. Проект Протича был лишь разновидностью великосербского варианта государственного устройства, предложенного правительством.

Более существенно от этого проекта отличались проекты партий национальных районов.

Югославянский клуб, в состав которого входили Словенская народная партия, Хорватская народная партия и небольшая группа сербов католиков, выступал с предложением создать федерацию шести национальных областей с подчинением их центральной власти в Белграде. Словенская народная партия, выражая интересы крупной словенской буржуазии, требовала предоставить Словении, как наиболее развитой области в государстве, широкую экономическую автономию.

Страницы: 1 2

Начало и причины войны союзнической войны(220-217 гг. до Р. Х.)
В 220 г. Филипп прибыл в Коринф, где был собран совет, на котором союзники Македонии высказали все недовольства против этолян. Беотяне сетовали на то, что этоляне в мирное время осквернили храм Афины Итонии, фокидяне – что они же пошли войною на Амбрис и Давлий и покушались взять эти города, эпироты – что разгромили их область; акарнаны ...

Основы общественного строя и его развитие на протяжении периода семи царей
Древнейшее поселение Рима жило родами, во главе которых стояли старейшины, объединявшиеся в своего рода сенат (постепенно вошло в обычай выбирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода; этот обычай был вызван развивающейся имущественной дифференциацией). Помимо сената, решавшего наиболее важные вопросы общины, существовало народ ...

Исторический аспект становления российского меценатства
Меценатством богатые люди занимались издавна. Так, при раскопках в Феспиях (Древняя Греция) археологи нашли каменную плиту, в которой говорится о передаче крупной коллекции разнообразных предметов искусства местному храму, проводившему раз в пять лет общегреческие торжества поэтов, музыкантов, артистов. Однако символом меценатства стал ...