Хорватские земли во второй половине XIX — начале XX в. Хорватия и Славония
в период 1851—1868 гг.Страница 2
Летом 1866 г. Австрия потерпела поражение от Пруссии. В 1867 г. венгерская буржуазия, воспользовавшись трудной внешнеполитической и внутриполитической ситуацией в империи Габсбургов, вновь потребовала включить Хорватию в состав Венгрии. В 1867 г. империя была превращена в двуединую (дуалистическую) монархию — Австро-Венгрию, общие дела которой (армия, внешняя политика и т. д.) решались делегациями парламентов обеих частей государства. Власть над народами восточной части империи, в том числе и над Хорватией, была передана Венгрии. Хорваты пытались сопротивляться, однако собор 1868 г. утвердил хорвато-венгерское соглашение, определявшее положение Хорватии в составе земель венгерской короны. Это соглашение сохраняло за Хорватией автономию в делах внутреннего управления, суда, церкви и школ, хорватский язык признавался официальным на всей территории Хорватии. Все вопросы экономической жизни, сбор налогов, управление транспортом и связью входили в компетенцию венгерского парламента и правительства. Глава автономного правительства — бан назначался императором по представлению венгерского премьера. Это давало возможность подчинить себе хорватскую администрацию. Фактически вся законодательная и административная деятельность в Хорватии находилась под контролем венгерского правительства. Хорвато-венгерское соглашение знаменовало собой предоставление Хорватии усеченной формы автономии в составе Венгерского королевства. Триединое королевство Хорватия, Славония и Далмация признавалось в качестве политической единицы, составляющей с Венгрией единую государственную общность. Венгрия подтверждала целостность хорватских территорий и обязывалась добиваться соединения Военной Границы и Далмации с Гражданской Хорватией.
Одним из сложных и дискуссионных был жизненно важный для хорватской экономики вопрос о статусе города Риеки. Этот крупнейший хорватский порт перешел под управление Венгрии и был объявлен венгерским административным округом. Таким образом, выхода к морю Хорватия так и не получила. Соглашение 1868 г. стало важнейшим государственно-правовым документом, которое поставило Хорватию в подчиненное положение, из которого она не могла выйти почти 50 лет. Степень зависимости от Венгрии оставалась значительной, особенно в финансово-экономической сфере. Все ключевые министерства — финансов, торговли, путей сообщения, военное - были венгерскими, и основные направления развития Хорватии полностью зависели от венгерского правительства. Хорвато-венгерское соглашение не решило задач национального объединения и государственной самостоятельности Хорватии. И все же из всех южнославянских территорий Австро-Венгрии только Хорватия добилась предоставления ей автономных прав, что знаменовало собой определенный этап в борьбе за государственность.
Во второй половине ХІХ в. экономическое развитие хорватских земель было связано, с одной стороны, с развитием капиталистических отношений в венгерских землях, с другой экономика хорватских земель испытывала влияние мощного австрийского капитала. Особенно заметные изменения произошли в сельском хозяйстве, где развитие товарности сельскохозяйственной продукции расширяло внутренний рынок, что в свою очередь приводило к накоплению первоначального капитала. Постепенно развивалось промышленное производство, формировался класс буржуазии и рабочих, росли города, из отсталой окраины Хорватия превращалась в довольно развитую капиталистическую область.
Национально-зависимое положение Хорватии продолжало накладывать отпечаток на ее политическое развитие. В общественно-политической жизни Хорватии представители разных политических партий продолжали борьбу за проведение своих программ преобразований в стране. Народняки по-прежнему оставались наиболее многочисленной и влиятельной силой в обществе, резко критиковали хорвато-венгерское соглашение, предлагали преобразовать империю, активно вели поиски союзников, широко используя идею единения южных славян. В декабре 1870 г. они провели в Любляне Югославянский съезд, в котором приняли участие около 100 хорватских, словенских и сербских представителей, обсуждавших программу единой югославянской политики. Лидеры народняков вели тайные переговоры и с правительством княжества Сербии, обсуждая возможные совместные действия в Боснии и Герцеговине. В 1870 г. при их активном содействии бан Л. Раух вынужден был уйти в отставку, на выборах 1871 г. народняки одержали абсолютную победу. Партия права также выступала против хорвато-венгерского соглашения, но при этом они не поддерживали идею народняков о югославизме, считая ее предательством интересов хорватского народа. Лидер правашей А. Старчевич, будучи депутатом сабора, активно пропагандировал идеи своей партии. Были предприняты попытки сопротивления режиму вооруженным путем, в 1871 г. на Военной Границе произошло восстание, однако большинство граничар не поддержали восставших, и оно было подавлено.
Второй Всероссийский съезд Советов, его решения и
значение
Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, состоялся 25-27 октября (7-9 ноября) 1917 в Смольном в Петрограде, сыграл всемирно-историческую роль и открыл эру социалистической революции. Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих ...
Духовная культура
До принятия крещения при князе Владимире восточнославянские племена были язычниками. Однако о самой языческой вере известно довольно немного, поскольку христианские миссионеры уничтожали все следы традиционных верований.
Высшими славянскими богами были Перун и Белее, которые воплощали военную и хозяйственно-природную функции. Однажды Б ...
Петровские реформы: содержание, цели
Еще в дореволюционной историографии сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр 1 нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, политику, культуру, традиции, нравы, обычаи, что он захотел «сделать Россию Голландией». Другие исследователи считал ...