ТатищевСтраница 9
Татищев и в Астрахани много работает. Он налаживает шелковое производство, пробует сеять хлопок, пытается привести в порядок несколько судов, оставшихся от значительного в 20-е годы каспийского флота. И продолжает просить Петербург об освобождении от невыполнимых обязанностей. В 1745 г. его освободили, но снова по наветам, в основном старым. Обвинение было отвергнуто обер-прокурором, но комиссия их утвердила, и Елизавета Петровна предписала Татищеву «жить в своих деревнях до указу, а в Петербург не ездить».
Нетрудно понять, почему в Петербурге так боялись и травили Татищева. И совсем не случайно, что многочисленные его разыскания в самых разных областях, в том числе те, которые обещали заметный и скорый «прибыток» казне, не только не публиковались, но и не рассматривались всерьез. Достаточно сказать, что главный его философский труд — «Разговор о пользе наук и училищ» был напечатан лишь в 1887 г. — через полтора столетия после написания. Помимо политических его взглядов, неприемлемых властями даже и в конце XIX в., здесь ясно проявилось и основное направление в решении социальных проблем. Уже в критике подушной системы намечалось скептическое отношение ко всему крепостническому укладу. В 20-е годы, стремясь удержать беглых крестьян на заводах, Татищев ссылается и на срок давности, и на то, что многие из них бежали во время башкирского восстания начала века, напоминая о древнем русском правиле: раб, бежавший из вражеского плена, становится свободным. В «Разговоре» он в «вольности» человека видит основополагающий принцип «естественного права» и таким же «естественным» признает право бороться за свою свободу. Он постоянно ищет доказательства того, что труд наемный эффективней рабского и крепостного. В 1747 г. Татищев подготовил две записки, в которых на первый план выходит сама проблема крепостного права. Несколько идеализируя XVI в., он замечает, что «до царя Федора крестьяне были вольными и жили за кем хотели». Будучи довольно свободным в. вопросах веры, он напоминает, что «рабство и неволя против закона христианского». Единственная проблема — как эту вольность восстановить: «Можно ли ту вольность без смятения возобновить и все те распри, коварства и обиды пресечь, — требует пространного рассуждения и достаточно мудрого учреждения».
Те же вопросы занимают Татищева и в связи с еще одной большой областью его интересов — правосудием. Он ищет ответы в прошлом и находит старые Судебники и Уложения, которые готовит к изданию. Ему представляется самым разумным Судебник 1550 г. и по языку, и по направленности: поземельное обложение, сдерживание процесса «похолопления», сохранение права крестьянского «выхода». Близка его взглядам и статья 98-я, ограничивающая власть царя. В последние месяцы Татищев занят составлением нового Уложения. Ему напомнили, чем это может кончиться. Он уничтожил бумаги с набросками, так как понял, что вольность «с нашей формой правления монаршеского не согласует». Слишком далеко расходились «общественная польза» и реальная действительность. Через несколько месяцев, 15 июля 1750 г. Татищева не стало.
Знаток XVIII столетия Д.А.Корсаков не преувеличивал, давая оценку деятельности Татищева: «Наряду с Петром Великим и Ломоносовым он являлся в числе первоначальных зодчих русской науки. Математик, естествоиспытатель, горный инженер, географ, историк и археолог, лингвист, ученый юрист, политик и публицист и вместе с тем просвещенный практический деятель и талантливый администратор — Татищев по своему обширному уму и многосторонней деятельности смело может быть поставлен рядом с Петром Великим». К этому можно добавить педагогическую теорию и практику, исследования в области финансов и денежного обращения, экономики, труды по механике, геометрии, разыскания в области минералогии, геологии, металлургии, искусства фортификации и градостроительства, медицины и фармакологии. К этому можно добавить искусство дипломатии и хорошее знание военного дела. Вообще трудно найти отрасль хозяйства или науки, в которой Татищев не был бы на уровне лучших специалистов своего времени.
Незадолго до смерти Татищев подготовил к изданию несколько книг своей «Истории». Предисловие к ней написал М.В.Ломоносов. Издания ни тот, ни другой не увидели (тома вышли в 1768—1774 гг.). Но передача эстафеты знаменательна.
Организация земского дела
В систему Земских учреждений входили:
избирательные съезды (их задачей было раз в три года определять состав корпуса уездных гласных),
губернские и уездные земские собрания (распорядительные органы),
губернские и уездные земские управы (исполнительные органы).
Земские собрания созывались обычно один раз в год для определения в ...
Внешняя политика Екатерины II
Внешняя политика – самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Перед Россией стояло два важнейших вопроса: турецкий и польский. Руководивший русской внешней политикой Н.И. Панин, решил сконструировать так называемый Северный аккорд-союз ...
Распространение марксизма в России
Исторически марксизм, идеологами которого, были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, зародился и в основном сформировался в 40-е гг.XIX в. в Германии как отражение процессов социальной борьбы с активным участием в ней новой силы - пролетариата (промышленных рабочих).
Появление в России марксизма как самостоятельного течения было связано с име ...