Исторические хроники » Демократические преобразования в Египте (1952-1956 гг.) » Социально-экономическое развитие.

Социально-экономическое развитие.
Страница 1

После сосредоточения власти в своих руках «Свободные офицеры» начали действовать ещё в двух направлениях: организации активной политической деятельности масс в поддержку новому режиму и осуществлении целенаправленной политики по вопросам социального и экономического развития страны.

Для реализации первого направления 9 сентября 1952г. был принят закон об аграрной реформе. Необходимо отметить, что 1952г. около 2 тыс. землевладельцев имели в своей собственности более 1200 тыс. федданов[75] посевной площади, а 31 % феллахов – 13 %. Поэтому, в среднем на одного землевладельца приходилось по 1000 федданов, тогда как 3 млн. крестьян владели по 1 феддану на семью. К тому же, ежегодный прирост населения Египта составлял в среднем 300 тыс. чел.[76]

По новому закону крупное землевладение ограничивалось 200 федданами на одного человека. Имеющие землю свыше этого максимума, сохраняли за собой ещё 100 федданов, которые делились между членами семьи. Остальная часть земли изымалась в пользу государства. Из неё образовывался специальный фонд, из которого участками по 2 – 5 федданов наделялись феллахи, не имевшие земли. Цена участков равнялась десятикратной ставке арендной платы. Получавший землю обязан был платить за каждый феддан в среднем по 14 ег. ф. в год в течение 30 лет. Крупным землевладельцам, у которых была изъята часть земельной собственности, государство обещало выкуп через 30 лет. В момент отчуждения земли правительство вручало помещику специальные боны, по которым он мог получать ежегодно 4,5% годовых. Помещикам предоставлялось право продавать землю ещё до её изъятия. Земля, принадлежавшая 175 членам королевской семьи, изымалась без выплаты компенсации.

Для надзора за изъятием и распределением земли был создан Высший комитет аграрной реформы. Каждый, кто владел землёй сверх установленного максимума, должен был к 31 января 1953г. представить в комитет отчёт о том, какая земля остаётся у него, а какую он передаст государству. Отчуждение земли не на основе кадастровых переписей, а на базе подсчётов и документов, предъявляемых самими владельцами, создало широкую возможность сокрытия земли, подпадавшей под действие аграрной реформы.[77] После передачи в Высший комитет аграрной реформы материалов, на основе которых должно было осуществляться изъятие земли, комитет давал указание департаменту земледелия обмерить землю, что делалось в обязательном порядке с помощью владельца, а также представителей местной власти, зачастую являвшихся агентами крупного землевладельца. Помещику предоставлялось право обжаловать решение по изъятию в специальных комиссиях по рассмотрению жалоб и претензий землевладельцев или в Высшем комитете аграрной реформы. Только после рассмотрения этими органами претензий помещиков могло быть принято окончательное решение об изъятии земли. Владельцы с помощью апелляций «выигрывали время для затягивания сроков осуществления реформы, а также для маневрирования с целью её обхода».[78]

Для всей страны устанавливалась единая арендная ставка: каждый, кто сдавал землю в аренду, имел право получить не больше, чем семикратный размер сельскохозяйственного налога. Если арендная плата взималась натурой, то она не должна была превышать 50 % урожая. Закон об аграрной реформе несколько облегчил положение арендатора. По некоторым данным, выиграло от закона 1952г. около 6 млн. арендаторов, доходы которых возросли на 35 млн. египетских фунтов ежегодно. Сократилась арендная плата в Верхнем Египте. Но это сокращение, как правило, не достигало уровня семикратного земельного налога, как это предусматривалось законом об аграрной реформе. В результате выполнения закона об аграрной реформе 1952г. выиграла та группа крестьян-арендаторов, которая после изъятия земли у её бывших собственников стала арендовать эту землю у государства.[79]

Страницы: 1 2 3

Управление производством
Большие изменения происходили в системе управления экономикой. Это касалась в первую очередь ослабления централизации, характерной для периода «военного коммунизма». Были упразднены главки в ВСНХ, их функции на местах перешли к крупным районным управлениям и губернским совнархозам. Основной формой управления производством в государстве ...

Распад Югославии и его последствия
В конце XX в. распались три государства: СССР, СФРЮ и ЧССР. Народы этих стран не сумели до конца воспользоваться плодами победы над фашизмом. Они вошли в состав единого "социалистического содружества", глубоко интегрировали свою экономику, заняли достойное место в международных делах. Выступив пионерами грандиозного социальног ...

Состав первой Государственной думы
В первой Думе из 499 избранных депутатов (из них избрание 11 депутатов было аннулировано, один ушел в отставку, один умер, 6 не успели приехать) по возрастным группам выборные распределялись так: до 30 лет - 7%; до 40 лет - 40%; до 50 лет и старше - 15%. Высшее образование имели 42% депутатов, среднее - 14%, низшее - 25%, домашнее - 19 ...