Исторические хроники » Реформы 50-х годов XVI века в России » Учреждение опричнины

Учреждение опричнины
Страница 2

Новое централизованное государство требовало государственных ступеней: обороны, суда, финансов и управления. На местах в своих опричных уделах нарождалось земство. Характеристика опричнины емко отражает суть перемен: она организует территориально государство, оформляет крепость крестьян и верховную власть (включая охрану). Это была демонстрация поддержки антибоярских реформ. В первую очередь их поддерживали дворяне, затем - посадские люди. Разделение государства на земщину и опричнину создало новую обстановку в экономике государства. В опричнину попали некоторые земли и слободы Москвы, а также торговые и ремесленные центры, какими были Поморы и центр России с активными хозяйственными связями. Вошли также территории основных вотчинных удельных землевладельцев, их детей с передачей земель малоимущим дворянским семьям. Перераспределение земель предполагало передачу боярским вотчинникам, выведенным из опричнины царского подчинения, земель окраинных, зачастую далеких и малоудобных. Районы землевладения новых собственников - дворян включали почти половину России. Это была политика формирования новой опоры центральной власти. С помощью института опричников, имевшего прежде всего военное значение, царь шел на открытое подавление боярских кланов, устранение кризиса государственной власти.

В опричнине проявились зачатки госаппарата последующих веков. При этом нельзя забывать, что возрастала роль государевой опричнины, которая стала влиятельной силой всей государственной власти. Это предопределило и еще одну ее функцию - политический досмотр, т.е. в опричнине аккумулировались политические функции самодержавного государства. Поскольку усмирение удельной опричнины, мятежей княжеских дворов, боярского вероломства стало повсеместной реальностью, опричные люди XVI века в качестве дворянской гвардии полоначало стрелецким формированиям в центре Я дворянского ополчения в городах и землях. Появились дворянские ополчения в виде небольших формирований легкой конницы.

Рис. 12. Здание приказов на старинной карте Кремля.

Система царской опричнины складывалась в виде разветвленной соподчиняемой структуры неограниченного царского правления. Подчинение древних боярских родов началось еще во времена Ивана III, сумевшего своей политикой конфискаций свести счеты с новгородским боярством. Незавидная роль отводилась поредевшей аристократии Твери и Рязани. Усилив Боярскую Думу переехавшей в Москву местной знатью и наделив ее представительными функциями господствующего боярского слоя, Иван III использовал ее при проведении своей политики конфронтации с местными "княжатами". Владимиро-Суздальские земли - Нижегородско-Суздальское, Ярославское, Ростовское княжества - тяготели к Москве.

При пришествии Ивана IV именно Владимиро-Суздальские князья стали объектом гонений. Жестокая расправа с князем Андреем Горбатым (он был казнен вместе со своим пятнадцатилетним сыном) сделала Ивана IV поистине единоличным правителем Русского государства. Опричнина стала грозным инструментом физических расправ и террора. Влиятельных ростовских князей подвергли ссылке в казанский край (боярин Андрей Катырев-Ростовский). Нижегородский воевода-князь Семен Ростовский был убит. Суровой московской зимой были учинены облавы на знать. Из воеводств, полков, сельских усадеб около сотни князей стародубских, ростовских, ярославских препровождены в ссылку на казанские окраинные земли.

Иван Грозный смог организовать подчинение и сохранить для службы разгромленных бояр. Это достигалось путем дробления крупных владений. Их, как, например, новгородских бояр, переселили в Москву и сделали мелкими землевладельцами. В казанской ссылке были розданы мелкие поместья. В целом крупные вотчины были потеряны, а соперники и родня царя - князья Суздальские - потерпели сокрушительное поражение. Однако опричнина не стала продуктивной политикой: через год казанские ссыльные были восстановлены в правах с возвращением земельных наделов. Это было признанием Иваном IV краха своей антикняжеской политики. Видимо, сказалось отсутствие регулярных войск и был маломощный пока карательный корпус.

Страницы: 1 2 3 4

Социально-экономическая политика римских императоров в период принципата
Одним из важнейших социальных вопросов в Римской империи периода принципата был вопрос о предоставлении римского гражданства рабам и жителям провинций. Процесс получения гражданства был очень строг и сложен, но в тоже время существуют примеры, когда люди имели права гражданства нескольких полисов: «Становиться возможным «множественное г ...

Тегеранская конференция
Тегеранская конференция, на которой впервые встретились за одним столом главы правительств СССР, США и Англии — И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль, состоялась 28 ноября—1 декабря 1943 г. Одной из труднейших проблем, для решения которой был необходим контакт и выяснение главными государствами позиции своих партнеров, был германский ...

Деятельность революционного (бунтарского) течения в народничестве
1870-е гг. явились новым этапом в развитии революционного демократического движения, по сравнению с 60-ми неизмеримо выросло число его участников. «Хождение в народ» выявило организационную слабость народнического движения и определило необходимость единой централизованной организации революционеров. Попыткой преодолеть выявившуюся орга ...