Исторические хроники » Иван Болотников » Участие Ивана Болотникова в народном движении. Начало боевых действий Болотникова

Участие Ивана Болотникова в народном движении. Начало боевых действий Болотникова

Второй этап биографии Болотникова тесно связан с его участием в восстании. Вопрос о времени возвращения исследователи решают по-разному. И.И. Корецкий, основываясь на данных «Бельского летописца»: «Лета 7115 – го года в осень пришол под Кромы ис Путивля … Болотников и ратных людей от Кром отбил, а сам в Кромах стал» делает вывод, что Болотников вернулся в Россию в конце лета 1606 г.

Р.Г. Скрынников опровергает это предположение, обращая внимание на двукратное наступление Болотникова на Кромы и на то, что согласно разрядам царь направил к Кромам в самом начале восстания войско Ю.Н. Трубецкого, который послал «наперед себя» отряд М.А. Нагого. Под Кромами Нагой «Болотникова побил», и лишь после этого к Кромам явился Трубецкой. «Следуя приказу из Москвы, Трубецкой должен был продолжить осаду Кром осенью 1606 (7115) г., но ему помешал Болотников». «Лета 7115 … под Кромами те ж были воеводы, что в 114-м году, князь Ю.Н. Трубецкой. И как их Болотников от Кром оттолкнул, а от Ельца князь Воротынский отошол же…» Итак, во время первого наступления он потерпел неудачу, во время второго добился успеха. Р.Г. Скрынников пишет «невозможно представить, чтобы Болотников, разбитый малочисленным авангардом под командованием Нагого, мог сразу вслед за тем победить главные силы Трубецкого. Очевидно, прошло немало времени, прежде чем Болотников сформировал новую армию, а Трубецкой растерял силы в результате длительной и безуспешной осады Кром. …Отсюда следует, что Болотников прибыл в Россию не в конце, а в начале лета и тогда же предпринял неудачный поход под Кромы»[65]. Кроме того, он, ссылаясь на источники, отмечает, что в течение лета 1606 г. Болотников руководил действиями повстанцев не только в Путивле и под Кромами, но и в других пунктах Северской Украины.

Почему воеводы, громившие повстанцев в начале лета, вынуждены были отступить в конце лета? Р.Г. Скрынников указывает следующие причины: «На первом этапе гражданской войны армия Годунова распалась после двухмесячной осады Кром. Безуспешная более чем двухмесячная осада Кром и Ельца деморализовала дворянское ополчение»[66]. Бельский летописец, цитируемый им, сообщает: «Под Ельцом тое же осени государевы бояре и воеводы и все ратные люди запасы столовыми велми оскудели» Болотников воспользовавшись этим, вернулся в Путивль и сформировал там новое войско. «И после бою в полкех ратные люди дальних городов – ноугородцы и псковичи, и лучаня, и торопчане, и замосковных городов под осень в полках быть не похотели, видячи, что во всех украинных городах учинилась измена и учали из полков разъезжатца по домам, и воеводы князь Юрьи Никитич с товарыщи отошли на Орел».[67] Болотников беспрепятственно вошел в Орел, а затем стал продвигаться к Калуге. Разрядные записи, когда Воротынский «пришол на Тулу ж, а дворяня и дети боярские все поехали без отпуску по домом, а воевод покинули, и на Туле заворовали, стали крест целовать вору. И Воротынский с товарыщи пошли с Тулы к Москве, а города зарецкие все заворовалися, целовали крест вору»[68] Падение Тулы открыло повстанцам путь к столице.

Столыпин и его реформы
Тема реформ в российской истории тщательно и основательно исследована наукой. Естественно, что интерес к реформаторам прошлого регулярно обнаруживается в связи с неудачами реформаторов современности, постоянно возникают и анализируются различные исторические параллели. Столыпин был одной из самых масштабных фигур в истории модернизации ...

Основы общественного строя и его развитие на протяжении периода семи царей
Древнейшее поселение Рима жило родами, во главе которых стояли старейшины, объединявшиеся в своего рода сенат (постепенно вошло в обычай выбирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода; этот обычай был вызван развивающейся имущественной дифференциацией). Помимо сената, решавшего наиболее важные вопросы общины, существовало народ ...

Реформы в области образования и культуры
Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Идеал веры заменялся идеалом рационального познания. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим: математике ...