Япония в период перед первой мировойСтраница 4
Хотя программа Японской социал-демократической партии не была последовательно марксистской и во многом была пронизана идеями мелкобуржуазного социализма и реформизма, а партия не смогла развернуть практическую деятельность, провозглашение создания партии было важным событием. Японские социалисты впервые опубликовали программу и открыто заявили о создании партии рабочего класса.
Социалисты развернули активную пропагандистскую деятельность. В 1903 г. Котоку совместно с Тосихико Сакаи передел на японский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Социалисты выступали против милитаризма и войны. «В начале лета 1903 г., — вспоминает Катаяма, — я и еще пять товарищей отправились в длительную агитационную поездку по всей стране. Мы исколесили всю Японию, от Кюсю до Хоккайдо, агитируя против войны и показывая ее пагубные последствия для рабочего класса . Гвоздем нашей антивоенной пропаганды был тезис, что это будет капиталистическая война, которая неизбежно принесет дальнейшие страдания и нищету рабочим, как это было и во время японо-китайской войны».
В ноябре 1903 г. Котоку и другие социалисты основали «Общество простого народа» и приступили к изданию газеты «Хэй-мин симбун» («Народная газета»), вокруг которой сгруппировались социалистические и революционно-демократические элементы. Газета и ее сторонники вели активную антивоенную пропаганду.
Когоку писал в первом номере: «Гонка вооружений все более сгущает тучи войны над странами Дальнего Востока. Не самое ли время сейчас подняться сторонникам мира? Сторонники мира во всем мире! Противники войны! Почему вы не подниметесь мужественно на защиту мира? Почему не слышно вашего решительного голоса?»
Когда началась война, японские социалисты усилили борьбу против правительства. Яркой демонстрацией интернациональной солидарности явилась встреча Катаяма и Плеханова, обменявшихся рукопожатиями на Амстердамском конгрессе II Интернационала. «Хэймин симбун» поместила сообщение об этом подзаголовком «Рукопожатие японской и русской социалистических партий».
В одном из номеров газеты было опубликовано письмо японских социалистов «К социалистической партии России», направленное редакции «Искры». В нем говорилось: «Мы — товарищи, братья и сестры, у нас нет причин (воевать друг с другом. Ваши враги не японцы, а шовинизм и милитаризм. Наши враги не русские, а тот же шовинизм и милитаризм».
Деятельность «Хэймин симбун», расходившейся большим для того времени, восьмитысячным тиражом, серьезно обеспокоила японские власти. После ряда преследований газета была в январе 1905 г. закрыта. Вскоре был брошен в тюрьму ее редактор Котоку. Власти запретили «Общество простого народа».
Общество и его газета «Хэймин симбун» сыграли важную роль в развитии классового самосознания японского пролетариата, в борьбе против войны. Однако «Общество простого народа» не смогло установить тесного контакта с широкими массами рабочих, его антивоенная пропаганда не была свободна от налета пацифизма. У деятелей общества еще сильны были мелкобуржуазные и реформистские иллюзии, они признавали лишь легальные методы борьбы. Так, «Хэймин симбун» выражала сожаление по поводу того, что русским социалистам приходится в своей борьбе прибегать « насилию.
В движении, возглавляемом «Обществом простого народа», и в самом обществе сочетались разнородные элементы: социализм, мелкобуржуазный радикализм и крестьянский, в своей основе стихийный демократизм.
9 августа 1905 г. в Портсмуте (США) начались русско-японские мирные переговоры. Опираясь на поддержку Англии и США, японская делегация выдвинула далеко идущие требования, не только касавшиеся Кореи и Маньчжурии, но и включавшие пункты об ограничении русских вооруженных сил на Дальнем Востоке, о передаче Японии русских судов, нашедших убежище в нейтральных портах, о переходе к Японии всего Сахалина, об уплате огромной контрибуции и т. п.
Положение Японии было столь напряженным, что она не могла категорически настаивать на всех этих требованиях. В конце переговоров японское правительство направило своей делегации в Портсмуте телеграмму с указанием подписать мир даже в том случае, если Россия не согласится на уплату контрибуции и передачу Сахалина. Но царское правительство, стремившееся бросить все силы на борьбу с начавшейся в стране народной революцией, в еще большей степени, чем Япония, было заинтересовано в скорейшем подписании мира. По совету США царь Николай II согласился уступить Японии южную половину Сахалина.
Чудов монастырь
Чудов мужской монастырь (Алексеевский Архангело-Михайловский) основан в 1365 митрополитом Алексеем в память чудесного исцеления им ханши Тайдулы. Назван по центральной церкви Чуда архистратига Михаила в Хонех. При нашествии Тохтамыша в 1382 был сожжен, еще несколько раз опустошался пожарами, но всегда возобновлялся. В 16-17 вв. стал Вел ...
Иран при правлении Мохаммеда Реза-шаха Пехлеви. Внутренняя
и внешняя политика Реза-шаха
К началу ХХ века Иран оставался отсталой аграрной страной, полуколонией Англии и царской России. Экономика страны была в состоянии разрухи, финансовая система подорвана, внутренняя и внешняя торговля, посевные площади и поголовье скота сильно сократились. Резко возросли цены на хлеб и продовольствие, процветала спекуляция, свирепствовал ...
Сдача Тулы и пленение Болотникова
Имеются разные версии относительно сдачи Тулы. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и Н.И. Костомаров приняли версию Буссова о том, что Болотников вел переговоры с Шуйским и, получив от него обещание сохранить жизнь защитникам крепости, сдал город. С.Ф. Платонов считал, что переговоры с Шуйским вели туляне, которые выдали царю Болотникова и дру ...