ЗаключениеСтраница 1
Великая Отечественная война стала событием, подвергшим жестокой проверке весь общественный и государственный строй нашей страны. Это испытание Советский Союз выдержал с честью.
Уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей форме программа мероприятий по борьбе с фашистским агрессором. В этом документе указывалось, что государственные и партийные органы должны искоренить благодушие и беспечность, проявление которых чрезвычайно опасно в военных условиях, обеспечить укрепление общественной, государственной, военной и трудовой дисциплины, мобилизовать все силы на разгром фашизма.
В новой обстановке была проведена серьезная перестройка государственного аппарата. В условиях военного времени еще более усилилась роль центральных органов власти и управления, хотя вместе с тем была проведена и определенная децентрализация, вызванная необходимостью оперативно решать конкретные вопросы управления. Значительно изменилась структура управленческого аппарата, лишние звенья были отсечены, многие подразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены.
Общая система советского права не претерпела во время войны коренных изменений. Тем не менее, военная обстановка заставила внести в право определенные конкретные изменения. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой и они отмерли, после войны. Наибольшие изменения, сохранившиеся и в послевоенный период, касались лишь семейного права и отчасти финансового.
Советское гражданское право с его акцентом на приоритет права социалистической собственности, на защиту имущественных интересов государства, в годы войны оказалось в значительной части вполне приспособленным для решения особых задач военного времени. Больше того, некоторые принципы гражданского и хозяйственного права именно в условиях войны помогли обеспечить налаживание военной экономики, мобилизацию всех средств на разгром врага. Весьма важную роль здесь сыграл такой принцип советского права, как принцип единства государственной собственности - ведущей формы собственности в СССР.
В период Великой Отечественной войны было направлено на укрепление колхозного строя и государственных сельскохозяйственных предприятий, развитие производства в целях обеспечения армии и населения продовольствием, промышленности — сырьем, а также возрождения разрушенного фашистами сельского хозяйства в освобожденных районах.
Таким образом внешние функции Советского государства были направлены на непосредственное отражение агрессии, создание антигитлеровской коалиции, организацию помощи народам, борющимся за свое освобождение от фашистской кабалы. Внутренние функции были сосредоточены на экономическом и моральном обеспечении успешного ведения освободительной войны до победного конца.
Советский государственный аппарат проявил способность слаженно работать и в трудных условиях страшной войны. Вместе с тем не удалось уйти от создания и чрезвычайных органов власти и управления. В ходе войны совершенствовались и вооруженные силы.
В организации государственного единства, с одной стороны, были расширены права союзных республик к очень важных и ответственных сферах, в то же время были совершенно необоснованно ликвидированы некоторые автономии, что нанесло громадный вред развитию национальных отношений.
Государственный Комитет Обороны (ГКО) сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В мае 1942 г. при Ставке Главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения. В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков". До октября 1942 г. в армии действовал институт народных комиссаров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он замещается институтом заместителей командиров по политчасти. С июля 1943 г. вводится деление военнослужащих рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет. Июльский 1941 г. указ "О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении районах военных действий". Сроки рассмотрения дел были предельно коротки, приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе местностях, объявленных на осадном положении, к "провокаторам, шпионам, прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка", расстрел применят без судебного разбирательства.
Источники по истории России
Древнюю историю Отечества мы знаем благодаря летописям
— погодным изложениям основных событий с точным указанием их дат. Древние летописи дошли до нас в списках ХIV—ХVIII вв. По месту и времени составления летописи делятся на разряды: Новгородские, Суздальские, Московские и т.д. Списки одного разряда выделяются еще и по редакциям (изво ...
Оружие, посуда, искусство, культура.
Воинственный быт отразился в зверином стиле, т.е. в изображениях определенным образом стилизованных сильных и быстрых животных. Подобный звериный стиль содержится в рассказе о дворце царя Скила и Ольвии. Этот дворец был украшен изображениями сфинксов и грифонов. Те и другие фантастические звери известны в разных изображениях звериного ...
Реформы в конце XIX века
Важная роль в реформировании России на рубеже XIX—XX вв. принадлежит С. Ю. Витте и П. А. Столыпину.
В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:
1) усиление роли государства в экономике:
— введение единых тарифов на железных дорогах;
— государственное регулирование внутренней и внешней торговли че ...