Государственный строй. Конституционные органы
Советского государстваСтраница 1
В период войны полностью сохраняли свои конституционные правомочия и действовали высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров СССР, а также наркоматы и ведомства, республиканские органы власти и управления, местные органы и др1.
Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов.
Но война внесла свои коррективы в организацию и порядок работы государственного аппарата. Она, в частности, помешала проведению в предусмотренные законом сроки очередных выборов в Советы всех ступеней. Президиум Верховного Совета СССР и президиумы Верховных Советов союзных республик были вынуждены в течение 1941—1945 гг. неоднократно откладывать проведение очередных выборов и продлевать полномочия соответствующих Советов. Продолжали выполнять свои обязанности избранные в предвоенное время депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов. В силу военной обстановки и в связи с призывом многих, а зачастую и большинства депутатов в армию, нарушались и сроки созыва сессий Советов. К 1 января 1945 г. из состава местных Советов выбыло более 59% всех депутатов, избранных до войны. Подавляющее их большинство сражалось на фронте. Ушли в армию и более 38% членов исполкомов Советов. За годы войны трижды—в 1942 году (июнь), 1944 году (январь-февраль) и в 1945 году (апрель)— созывались сессии Верховного Совета СССР, решавшие вопросы военного государственного бюджета, утверждения договоров со странами антигитлеровской коалиции и др. С учетом конкретных условий созывались сессии Верховных Советов и других союзных республик. В 1944 году Верховный Совет принял Закон о расширении прав союзных республик. Продолжали выполнять свои обязанности депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов, отдавая все свои силы организации обороны страны на фронте и в тылу.
В годы войны полномочными признавались сессии Советов, на которых присутствовали 2/3 наличного состава депутатов (по Конституции полномочными они считались при наличии 2/3 депутатов от числа избранных). Возросла роль депутатов-женщин.
Естественно, усилилось значение исполнительных органов Советов, ряд исключительных полномочий Советов осуществлялся их исполкомами. Так, исполкомы вышестоящих Советов могли без проведения дополнительных выборов, путем кооптации пополнять состав исполкомов нижестоящих Советов представителями партийно-советского актива. Такая практика имела наиболее широкое применение на освобожденной от врага территории при восстановлении здесь органов Советской власти. Большую роль в восстановлении Советов на освобожденной от врага территории сыграли специально создаваемые для этой цели партийно-советские оперативные группы. По существу практика выборов Советов была заменена системой назначений. Централизация государственного управления, повышение роли исполнительно-распорядительных узкоколлегиальных советских органов были в условиях Великой Отечественной войны в известной степени объективно оправданными, так как вытекали из необходимости концентрации руководства всеми силами и ресурсами страны для разгрома врага.
Во время войны значительно усилилась интеграция, слияние партийного и государственного руководства различных уровней. Труднейшие задачи военного времени, которые не всегда можно было решить традиционными методами государственного принуждения, выполнялись зачастую коммунистами в силу партийного долга, партийной обязанности и ответственности за страну.
Естественно, в деятельности Советов депутатов трудящихся на первый план выдвинулась функция организации военной защиты Родины. Органы власти проводили военные мобилизации, помогали в создании резервов, отправке на фронт пополнений, в материальном снабжении войск, занимались оборонительным строительством, местной противовоздушной обороной. Они в трудной военной обстановке поддерживали порядок и организованность, следили за неукоснительным выполнением законов военного времени. Исполкомы Советов осуществляли и хозяйственно-организаторскую функцию, участвуя в военной перестройке народного хозяйства. На них лежала и такая нелегкая обязанность, как обеспечение в трудной обстановке войны необходимых условий жизни и труда для населения областей, городов, сел. Активность и ответственность Советов повсеместно возросли1.
В центре Президиум Верховного Совета СССР продолжал принимать важнейшие правовые акты. К ним относятся указы о мобилизации в Советскую Армию и о введении военного положения, акты о создании новых, в том числе и чрезвычайных, государственных органов, о структуре Вооруженных Сил, о ратификации международных договоров, связанных с войной и ее завершением, об организации наградного дела и т. п.
Победа вооруженного восстания в Петрограде
Осенью 1917 года еще больше ухудшилось экономическое и военное положение России. Разруха парализовала ее народное хозяйство. Страна оказалась на гране катастрофы. По всей стране происходили выступления рабочих, солдат, крестьян. Всеобщим стал лозунг ”ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ”. Большевики уверено направляли революционную борьбу. Перед октябрем ...
Реформы в области образования и культуры
Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Идеал веры заменялся идеалом рационального познания. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим: математике ...
Тайра и Минамото.
Новая организация общества оформилась в процессе развития системы вассальных отношений. Стержнем ее стал ряд видных военных домов. Крупнейшими из них были Тайра и Минамото, оба включавшие потомков императорской семьи и основанные людьми, которые оставили столицу с тем, чтобы попытаться получить власть в провинции. Тайра первоначально ос ...