Древнее государство франков » Франкская империя в VIII—IX вв.

Франкская империя в VIII—IX вв.

Система иммунитетов не­избежно должна была повлечь за собой усиление раздробленно­сти, местного сепаратизма. Но при Карле Великом (768—814 гг.) государство франков достигает своего наивысшего могущества, ох­ватывая огромную территорию. Более того, Карл в 800 году был коронован папой в Риме императорской короной, что подчеркива­ло его силу как преемника власти римских императоров. Карлу и поддерживающей его церкви коронация нужна была в качестве политико-идеологического средства укрепления королевской вла­сти за счет атрибутов Римской империи.

Еще задолго до коронации Карл стал называться хранителем "христианской империи" (imperium christianum). Он сам в 794 году созвал во Франкфурте Вселенский церковный собор, на котором объявил важные изменения в богословской доктрине и церковном праве. Борясь за "чистоту веры", он рассылал во все концы страны миссионеров, издавал капитулярии, предусматривающие смерт­ную казнь за оскорбление священников и христианской веры.

Несмотря на все усилия Карла I и церкви, империя не стала единым территориальным образованием. Летопись свидетельству­ет о непрерывных войнах, мятежах в империи. Множество кланов, племенных, феодальных полуавтономных государственных единиц во Франкской империи скреплялось личной властью императора, обеспечивавшей ему подчинение местных армий, которые призва­ны были защищать ее от скандинавских, арабских, славянских и др. набегов.

Усилению личной власти императора способствовал и бур­ный процесс закрепощения крестьян в это время. В условиях хищ­нического захвата земель в VIII—IX вв. король (император) выступает в качестве высшего сеньора, высшего распорядителя зем­ли, закрепляя земельные владения духовных и светских феодалов, общин, но неизменно за счет общин, в интересах крупного земле­владения.

Свободный крестьянин был при Меровингах опорой королев­ской власти. Из свободных общинников-франков состояло народное ополчение, они участвовали в суде, в охране порядка. До тех пор пока эта опора сохранялась, королевская власть могла противо­стоять притязаниям на власть земельных магнатов. Реальная власть Каролингов опиралась уже на иные силы, на их прямых вассалов, бенефициариев. Это были те социальные слои, которые находи­лись под их непосредственным покровительством. Власть Каро­лингов становилась все более сеньориальной, частной, она растас­кивалась местными владыками, графами, епископами.

В руках Карла Великого оставалась лишь определенная часть общегосударственных полномочий. К таким реальным полномочи­ям по-прежнему относилась "охрана мира", охрана границ, опре­деленная координация действий центральной власти и вотчинных властей.

В капитулярии, прибавленном к Баварской правде Карлом I, указывалось, что император "как охранитель мира" должен пре­секать "нарушение власти", обеспечивать "правильный мир для церкви, вдов, сирот и слабых", уделять "особое внимание" наказа­нию "разбойников, убийц, прелюбодеев и кровосмесителей", стро­го охранять "права церкви и ее имущество". Формально император обладал и высшей апелляционной властью. "Если кто заявит, что его неправильно судили, — записано в том же капитулярии, — то пусть явится перед нами". Но тут же указывалось, что все имуще­ственные споры должны "получать окончательное решение с по­мощью графов и судей на местах".

К выполнению этих функций был приспособлен и император­ский аппарат управления. Совет, состоящий из высших представи­телей духовной и светской знати, решал все дела, "имеющие отно­шение к благу короля и королевства". Этот аристократический орган обеспечивал Карлу Великому повиновение подданных. При его же слабых преемниках он прямо навязывал

им свою волю.

Во главе местной администрации стояли крупные землевла­дельцы, губернаторы и графы, делящие власть с епископами. "Епи­скопы вместе с графами и графы с епископами, — предписывал капитулярий Карла I, — должны быть в таком положении, чтобы каждый из них имел возможность исполнять свою службу". Важ­ную роль играли маркграфы, военные начальники в пограничных графствах, следящие за безопасностью границ государства.

Карл правил не через имперскую бюрократию, у него не было даже столичного города, а через рассеянный по империи админи­стративно-судебный аппарат "государевых посланцев", которые призваны были проводить в жизнь королевские распоряжения. Государевы посланцы, состоящие из одного светского и одного ду­ховного лица, объезжали ежегодно округа, включающие несколько графств. В

их компетенцию входило прежде всего наблюдение за управлением королевскими поместьями, за правильностью совер­шения религиозных обрядов, за королевскими судьями, рассмотре­ние апелляционных жалоб на решения местных судов по тяжким преступлениям. Они могли требовать выдачи преступника, нахо­дившегося на территории духовного или светского сеньора. Непо­виновение епископа, аббата и других грозило им штрафом. Кон­тролирующий тандем светских и церковных посланцев короля — еще одно свидетельство слабости и неэффективности центральной власти, не имеющей опоры на местах.

Архиерейские школы
Верным соратником Петра I по преобразованию церкви, превращению ее в надежное орудие государства стал Феофан Прокопович, один из самых видных деятелей церковного просвещения, горячий приверженец новых общественных реформ. Ф. Прокопович составил «Духовный рег­ламент». Утвержденный царем 25 января 1721 г., этот документ корен­ным образом ...

Внешняя политика Египта в 1952-1956 гг.. Египет в системе международных отношений.
После смены власти перед новым руководством страны встала задача обеспечения безопасности существования режима, а также вопрос о возможности ведения самостоятельной внешней политики. Поэтому одной из первоначальных внешнеполитических задач египетского правительства являлась необходимость признания нового режима мировым сообществом. Исп ...

Менделеев Дмитрий Иванович
Менделеев Дмитрий Иванович — гениальный русский химик, физик и натуралист в широком смысле этого слова. Родители Менделеева — чисто русского происхождения. Дед его по отцу был священником и носил фамилию Соколов; фамилию «Менделеев» получил, по обычаям того времени, в виде прозвища, отец Менделеева в духовном училище. Мать Менделеева п ...